Вторник, 11 июня 2019 11:20

ИСПОЛНЕНИЕ «НА БИС»! Избранное

Автор

Правительство традиционно отчиталось перед народными избранниками в исполнении республиканского бюджета 2018 года. Сам отчет проходил тоже традиционно: иногда министра подводили итоги, иногда итоги подводили министров.

 

 

 

 

В ТЕМПЕ РОСТА

смаилов

По словам главы Минфина Алихана СМИЛОВА, в прошлом году «в отдельных отраслях экономики» сохранился положительный темп роста. По мнению министра, сказать за это спасибо следует диверсификации экономики и государственным программам, в том числе и по развитияю агропромышленного комплекса. Ну и, конечно, восстановлению внутренней потребительской активности. Положительно повлияли на экономику и выроскшие на 17,2 процента инвестиции. Самыми заманчивыми для инвесторов сферами оказались промышленность, строительство и... операции с недвижимостью.

- В результате темп роста ВВП составил 4,1 процента, - заявил Смаилов. - Доходы перевыполнены на 2,3 процента, в бюджет поступило 5,8 триллионов тенге. Исполнение расходов составило 99,8 процента, или 9 триллионов 637 миллиардов тенге.

Доля социальных расходов в республиканском бюджете составила 44 процента, дефицит бюджета сложился на уровне 729 миллиардов тенге.

- Исполнение плана налоговых поступлений путем авансирования действительно имело место в предыдущие годы, - уточнил министр самый больной вопрос «доходной» части бюджета. - Для их предотвращения в конце 2018 года был принят соответствующий приказ.

С расходами так же гладко оправдаться не получилось. Смаилов непрозрачно намекнул, что стратегические планы государственных органов утверждаются на 5 лет, но планирование расходов бюджета при этом все еще осуществляется затратным методом, т. е. формируется на основе итогов прошлого года.

- Поэтому нам предстоит в целом кардинально изменить подход к процессу бюджетного планирования, - заявил он. - Эти меры будут отражены в Бюджетном кодексе.

Одна из ежегодно затрагиваемых проблем - остатки на счетах субъектов квазигосударственного сектора. В прошлом году было решено, что сэкономленную денежку допустимо использовать на финансирование других проектов, однако и оно не помогло.

- Сейчас обсуждается норма, - пояснил министр, - по возврату в доход бюджета средств, находящихся на счетах субъектов квазигосударственного сектора, неиспользуемых на протяжении многих лет.

РЕЗЕРВЫ-КОНСЕРВЫ

годунова

С точки зрения председателя Счетного Комитета РК Натальи ГОДУНОВОЙ бюджет, конечно, был исполнен в пределах заданных параметров. Однако, чья это заслуга, Правительства или благоприятной макроэкономической ситуации, сказать сложно.

- Счетный Комитет обращает внимание на то, - подчеркнула Годунова, - что есть значительные резервы для повышения эффективности в использовании государственных ресурсов.

Где же искать эти резервы? Прежде всего «в тени». А чтобы вытащить их за ушко да на солнышко, по мнению главы счетного комитета, необходимо смещать акценты фискальной политики на ужесточение требований в отношении лжепредприятий и нелегального бизнеса.

- А не решать вопрос исполнения бюджета в конце года за счет авансовых платежей добросовестных предпринимателей, - не удержалась она от «шпильки» в адрес налоговиков. - Следует повысить эффективность мер принудительного взыскания недоимки и ее уменьшения не за счет списания долгов обанкротившихся предприятий, а за счет поступления денежных средств от должников.

Снижение нагрузки на добросовестный бизнес, по мнению Счетного комитета, целесообразно осуществлять через кардинальный пересмотр подходов к уплате двух системообразующих налогов - КПН и НДС. И, да, без авансов.

- Сейчас переплата в республиканский бюджет в общей сумме переплат составляет 77 процентов, то есть порядка 1,8 миллиардов тенге, - уточнила Годунова, - среди которых есть авансовые платежи. Предприниматель должен платить по факту получения дохода, а не за возможность его получения в будущем.

План по налогам, как утверждает глава Счетного Комитета, прогнозируется существенно меньше налогового потенциала.

- Это и есть наши незадействованные резервы, - отметила она.

Но главной задачей должна быть все-таки эффективность бюджетных затрат. У нас же предпочитают «подбивать цифры» через освоение и снижение кредиторской и дебиторской задолженности.

- Необходимо отойти от оценки исполнения бюджета категориями «освоения», сместив акценты на достижение результатов, - так же констатировала Годунова.

СОСТОЯНИЕ ЭФФЕКТА

карагусова

С председателем Счетного Комитета согласна и депутат Гульжана КАРАГУСОВА. Ей почти стопроцентное исполнение бюджета в нынешнем виде тоже не понравилось.

- Деньги потрачены, - напомнила она. - Однако конечный результат, мягко выражаясь, оставляет желать лучшего. Как можно объяснить, когда все деньги потрачены, а результата нет? Или только 50 процентов выделенных средств использовано, а результат достигнут?

Сложившийся казус сама же народная избранница объяснила низким качеством планирования и сомнительными критериями ключевых индикаторов.

- Мы имеем громоздкую многоуровневую систему индикаторов и показателей, которые запутаны, не взаимосвязаны между собой, - подчеркнула Карагусова. - Только на центральном уровне у нас 500 индикаторов. А на местном почти полторы тысячи. Ну и как оценивать конечный результат? Весьма непросто!

А еще многие индикаторы, как только администратор программ замечает, что они не выполняются, быстро заменяют на другие.

- Ну, наверное, так удобнее, - не без иронии подчеркнул депутат. - В мутном бюджете и отчете ничего не видно.

Как следствие, мы имеем открывающиеся предприятия, которые даже не вышли на проектную мощность, но уже стали убыточными. Мы имеем дороги, сданные в эксплуатацию, а через несколько месяцев приходящие в негодность. Проложенные водопроводы и газопроводы, лежащие мертвым грузом и не используемые населением.

- Работа администраторов, направлена на освоение денежных средств, - резюмировала Карагусова. - А вопрос результативности уже даже второстепенным не стал. Наверное, его никто и не ставит.

Естественно, результат такого сомнительного планирования наглядно отражается на доходной части бюджета в отрицательную сторону. А оплачивать банкет приходится добросовестным налогоплательщикам. Этим объясняется вынужденное пополнение доходов за счет авансовых платежей. А вот сами налоговики ведут себя добросовестно отнюдь не всегда.

- Из года в год динамично растут поступления от штрафов, - отметила депутат, уточнив, что в прошлом году этот показатель почти на 300 процентов превысил заявленный. - И зачастую штрафы налагаются на добросовестных налогоплательщиков. Кроме того НДС и КПН начисляются тем, кто вообще не является плательщиком данных налогов.

ЛЕЧЕНИЕ НЕФТЕЗАВИСИМОСТИ

1492

Фракция «Народные Коммунисты» отметила, что в целом реализация прошлогодней бюджетной политики позволяет сохранить «определенный оптимизм». Однако на некоторые моменты его уже не хватает.

- Хотелось бы подробнее остановиться на ходе решения такой задачи, как снижение зависимости республиканского бюджета от нефтяных доходов, - объяснил глава фракции, депутат от КНПК Айкын КОНУРОВ. - Мы видим, что улучшение макроэкономических показателей вновь достигнуто за счет благоприятных цен на нефть. На этом фоне, такой фактор, как потребительский спрос, сыграл намного меньшую роль.

Инвестиции у нас, конечно, растут, но вот государственные вливания в экономику страны по-прежнему расходуются неэффективно.

Так по программе «Нурлы Жол», не исполнен ключевой показатель, увеличения доходов от транзитных перевозок – удалось дотянуть только 62 процента от плана. Правительство винит в этом снижение грузопотоков.

- Данные причины можно было спрогнозировать, - не согласен с министрами Конуров. - А при падении грузопотоков по ключевым направлениям, возникает вопрос, принесут ли отдачу инвестиции Казахстана в решении транзитного потенциала? И оправдана ли в таком случае ставка на транспорт и логистику, как один из секторов экономики, который в будущем станет альтернативой сырьевым отраслям?

Рынок труда тоже оставляет много вопросов. С одной стороны имеется превышение плана по количеству созданных рабочих мест, (вместо 54,9 тысяч рабочих мест создано 86,2 тысячи). С другой - только четыре процента их них (3,6 тысяч рабочих мест) являются постоянными.

Вызывает беспокойство ряд других стратегически важных показателей.

- Таким образом, отставание идет по ключевым сферам, призванным обеспечить диверсификацию экспортных поступлений, - констатировал коммунист.

По программе «Нурлы Жол», значительные средства были выделены на поддержку предпринимательства, но не срослось из-за огрехов планирования. В итоге, производительность в обрабатывающей промышленности выросла всего на 0,7 процента к уровню 2015 года.

- Не удивительно, что роль обрабатывающей промышленности в экономике не усиливается, - заметил мажилисмен. - Вместе с тем, только рост производительности труда является объективным фактором повышения уровня жизни.

В заключение своего выступления, руководитель фракции еще раз отметил, что нам нужно переходить от количественной оценки исполнения бюджета к качественной.

- Критерий освоения бюджетных средств должен быть заменен критериями эффективности использования, - подытожил Конуров.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 109 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика