Среда, 05 июня 2019 10:11

ОПЕРАЦИЯ «ЛИКВИДАЦИЯ» Избранное

Автор

Казахстанский Парламент наводит порядок в законодательстве, посвященном реабилитации и банкротству. С одной стороны, этим следовало заняться давно. С другой, складывается такое впечатление, что предлагаемые Правительством меры направлены не на то, чтобы поддержать, а на то, чтобы окончательно добить отечественный бизнес.

 

 

ПРОСТОТА ЛУЧШЕ ВОРОВСТВА

шолпанкулов

Подробности нововведений изложил народным избранникам первый вице - министр финансов Берик ШОЛПАНКУЛОВ. Согласно его информации, на сегодня процедуру банкротства проходят порядка 4 тысяч субъектов бизнеса, еще 400 предприятий находится в стадии реабилитации.

- Фактически субъектов бизнеса, находящихся в сложном финансовом положении, значительно больше, - авторитетно заявил первый вице - министр Минфина.

По его словам, проблема в том, что действующий закон просто не позволяет предпринимателю быстро закрыть неудачный бизнес, а суд, в каждом четвертом случае просто не желает признавать предпринимателя банкротом.

- Суду сложно дать объективную оценку финансового состояния субъекта, - отметил Шолпанкулов. - Наличие незначительного актива расценивается судом как возможность рассчитаться по долгам. Аналогично при применении реабилитации. Суд отказывает в ее применении, мотивируя тем, что должник - является платежеспособным или, наоборот, не доказал наличие ресурсов для восстановления платежеспособности.

Предлагаемый законопроект направлен на упрощение условий для применения процедур реабилитации и банкротства, а также сокращение сроков проведения процедур и упрощенную ликвидацию бездействующих должников.

ОПТИМИЗИРУЕМ С ОПТИМИЗМОМ

Так документом предлагается применять реабилитацию при наличии неисполненных обязательств свыше трех месяцев и «положительном» балансе.

- В свою очередь, суд может объявить предприятие банкротом, - уточнил первый вице - министр, - если будет установлен факт «отрицательного» баланса на дату подачи заявления, как свидетельства несостоятельности субъекта.

Кроме того, законопроект дает возможность реабилитироваться индивидуальным предпринимателям, которые сейчас могут только обанкротиться.

- На практике есть и другие проблемы, - констатировал Шолпанкулов.- Так, наличие плана реабилитации не гарантирует продолжение текущей деятельности компании.

Кроме того, сейчас отсутствует прямая норма о снятии арестов со счетов и имущества. Законопроектом предлагается отменить все аресты по счетам и имуществу должника с момента утверждения судом плана реабилитации. Для недобросовестных субъектов есть отдельная норма - ограничение по повторному применению реабилитационной процедуры, если не истекло шесть месяцев с момента прекращения предыдущей.

Законопроект предполагает оптимизацию сроков процедуры банкротства за счет передачи полномочий от собрания кредиторов более мобильному комитету кредиторов, а так же за счет сроков соблюдения исковой давности.

- Отдельно необходимо отметить оптимизацию составов преступлений за преднамеренное и ложное банкротство, - сообщил первый вице - министр - Законопроектом предложено заменить имеющиеся составы на новый - «Причинение имущественного ущерба интересам кредиторов путем обмана или злоупотребления доверием».

ЧТО НАМ ВЕТЕР НА ЭТО ОТВЕТИТ…

Депутатам предложенная оптимизация оптимизма почему-то не внушила. И прежде всего потому, что там имеется предложение привлекать к субсидиарной ответственности контролирующее должника лицо. В настоящее время закон не позволяет требовать ответственности от лиц, в результате чьих действий предприятие обанкротилось, но разработчик считает, что это неправильно. С недобросовестными бизнесменами надо жестче. Вот только недобросовестные у нас не только бизнесмены.

жамалов

Странность нормы отметил мажилисмен Аманжан ЖАМАЛОВ. Он подчеркнул, что в Казахстане   основная часть юридических лиц – это ТОО и АО. И по действующему законодательству, их участники или акционеры несут ответственность перед кредиторами только в пределах своего вклада в уставной фонд.

- В результате же предложенных новелл, - подчеркнул Жамалов, - недобросовестный чиновник может каждого из участников или акционеров юридического лица привлечь к субсидиарной ответственности, по долгам перед кредиторами. Причем, без доказывания фактов, что им были совершены какие-либо, (подчеркиваю!), «преднамеренные и умышленные действия до доведения предприятия до состояния банкротства».  

Шолпанкулов извинился за некоторую неконкретность нормы. Но объяснил, что намерения у разработчика были самые благие – покарать бизнесмена, за то, что он вывел имущество, и тем самым причинил ущерб деятельности АО или ТОО. То есть за доказанное преднамеренное банкротство.

- Конечно, то, что мы планировали в законопроекте, толкуется шире, мы с этим согласны, - не стал протестовать первый вице - министр Минфина. - Мы хотели бы в рамках второго чтения более четко прописать данную норму.

НЕ РАСКАЧИВАЙТЕ ЛОДКУ

нигматулин

Возмутился по поводу неконкретности и спикер Мажилиса Нурлан НИГМАТУЛЛИН.  

- Надо прямо сказать, - заявил он, - что предлагаемая вами поправка, по исключению нормы о преднамеренном банкротстве вообще ставит под угрозу основы ведения бизнеса в нашей стране! Вы это понимаете?

Для самых непонятливых, глава палаты объяснил отдельно. Сейчас участники ТОО или АО несут ответственность перед кредиторами только в пределах уставного фонда и своего вклада в него. По мнению Нигматуллина, именно такая правовая конструкция позволила за годы Независимости инвестировать свободные деньги всех участников рынка в развитие бизнеса. В особенности – малого и среднего.

- Но в случае принятия новой нормы, люди просто будут бояться, заниматься бизнесом! – подчеркнул спикер. - Они изначально будут знать, что рискуют потерять все свое имущество, а не только то, что они, как участники вложили в уставной капитал. Вы понимаете, да?!

Рынок у нас – понятие непредсказуемое. Так что теперь бизнесмены, в случае неудачной операции, в комплекте с отечественной коррупцией, получат возможность потерять не только уставной капитал, но все активы вообще. Как говорится, сгорел сарай – гори и хата. Вот так у нас, по мнению Правительства, выглядит поддержка предпринимательства.

Впрочем, Нигматуллин предпочел другую аналогию, менее пламеную.

- Вместо того, чтобы создавать условия для бизнеса, вы создаете все условия для его сворачивания! – возмутился он. - Всем надо помнить, что вы все с бизнесом в одной лодке. И грести надо в одном направлении. А вы развернулись и в обратную сторону поплыли.

В список «всех» попали так же Министерство национальной экономики, почему-то пропустившее данную норму.

- Сидите с большими должностями на больших… в больших креслах, - пристыдил чиновников Нигматуллин. - Страна рассчитывает, что вы подготовленные, когда вам приносят такие вещи! Дорожите своей подписью! Завтра все бизнес-сообщество не сможет работать. О каких инвестициях, о каких капиталовложениях, о каком малом и среднем бизнесе можно тогда говорить?!

Обсуждение подытожило предложение еще раз пересмотреть вопрос более четко и взвешенно. С учетом мнения Национальной Палаты предпринимателей «Атамекен».

СЕРПОМ ПО РЕЙТИНГУ!  

утемисов

Еще одним камнем преткновения стал тот момент, что законопроект изначально был направлен на повышение инвестиционной привлекательности нашей страны. Данную проблему поднял мажилисмен Шавкат УТЕМИСОВ.

- Каким образом, законопроект будет улучшать позиции Казахстана в рейтинге dоing-bussness по индикатору «решение неплатежеспособности» - спросил он. - Ведь вы же знаете, что по итогам 2018 года Казахстан по указанному индикатору с 37 места в 17 году, переместился на 39 место.

Шолпанкулов объяснил только то, что законопроект направлен на повышение коэффициента возвратности средств, и рейтинг работает именно по такой схеме.

- И мы надеемся, что после принятия законопроекта, данный коэффициент будет повышен, - заверил он. – И за счет этого наши показатели в рейтинге улучшатся.

Министерство национальной экономики попыталось апеллировать к тому, что в 2014 году Казахстан еще в 2014 году занимал 82-е место, а нынешние показатели можно считать улучшением, но безрезультатно.

- А если мы возьмем с 90-го года, мы вообще значительно улучшили… не без иронии, заметил спикер. - В чем дело? Показатель падает три года подряд! Вот вопрос в чем был!

Подытоживая законопроект, за который мажилисмены все-таки проголосовали, спикер палаты подчеркнул, что банкротство, это конечно, не самый лучший вариант. Но и ничего смертельно-опасного тут тоже нет.

- Это у нас оттуда багаж, из советского периода, подчеркнул Нигматуллин. - Как банкротство мы считаем все – крах и оценка. Это рынок, а в рынке бывают разные ситуации. Надо понимать, что банкротство в то же время это один из важных компонентов оздоровления экономики.

Чем станет предлагаемый документ, карающим кнутом или сладким пряником, покажет второе чтение.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 66 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика