Пятница, 31 мая 2019 15:11

Почему Казахи толерантны к другим религиям? Избранное

Автор

Мусульмане Казахстана с 31 мая на 1 июня встретят Кадыр-тун - Ночь Предопределения и Могущества.

Священный месяц Рамазан продолжается…

Мусульмане вот уже без малого XIV веков подряд, начиная с 625 года, с наступлением месяца Рамазан (Рамадан) держат Уразу – один из пяти столпов Ислама: после захода солнца и до его захода воздерживаются от еды и пития.

В этом году священный месяц начался 5 мая и продлится до 3 июня. Напомним, мусульмане живут по лунному календарю, где год состоит из 355 дней. Иначе говоря, месяц Рамазан отодвигается каждый год на 10 дней назад.

Коран начинается с того, что в этом месяце Всевышний даровал мусульманам эту священную книгу – источник исламского учения. Для адекватного восприятия священной книги нужно владеть четырьмя специальными кораническими дисциплинами, знать, например, в совершенстве арабский литературный язык и целый ряд этических норм и правил. Иначе все прочитанное рядовым обывателем будет носить характер личного суждения, субъективного умозаключения, отличного от «божественного», «сакрального».

В Коране сказано, что Уразу должны держать все правоверные мусульмане, достигшие 13 лет (для девочек этот возраст наступает раньше – с 11-12 лет), но если человек заболел или находится в долгом изнурительным путешествии, то можно держать уразу и не в месяц рамазан, а в любое другое время. Если же человек вовсе не может держать пост по состоянию здоровья, или если это кормящая мать или беременная женщина, то нужно давать фидию: каждый день – утром и вечером – кормить одного нищего.

Во время Уразы нужно держать тело в опрятности: стричь волосы и ногти, принимать душ, но не посещать баню, кроме утренней и вечерней чистки зубов постоянно споласкивать рот водой, чтобы не было дурного запаха, проглатывать, но не сплевывать слюну.

Что касается того, какие блюда должны стоять на столе мусульманина во время поста, то это личное дело каждого, но при этом желудок надо делить на три части – на наполнение его едой, водой и воздухом. Это означает - мусульманин должен быть умерен в еде.

О других нюансах, с которыми правоверный мусульманин может столкнуться во время Уразы. Если человек прибыл издалека (например, на похороны), его можно и нужно накормить. Создавать семью тоже можно, но если сами брачующиеся не держат уразу, то они должны уважать религиозные чувства своих собратьев по вере. После захода солнца не запрещено также отправлением супружеских обязанностей.

Священный Кадыр-тун, ночь, равная тысячам месяцев, в этом году приходится на ночь с 31 мая на 1 июня. В эту ночь определяется судьба человека на следующий год. Мусульмане посылают друг другу пожелания самого наилучшего в предстоящем году и беседуют друг с другом напролет. Признаком того, что на землю пришел Кадыр-тун, является ясная, тихая, безветренная ночь. Говорят, даже собаки в Кадыр-тун не будут лаять, а на расцвете ослепляющие лучи солнца не будут бить в глаза, так как весь небосвод в этот момент заполнен ангелами. Мусульмане должны просить в эту ночь у Аллаха прощения за совершенные грехи и молить об исполнений желаний. Последние не должны быть связаны с материальными благами (нужно просить, например, здоровья, счастья и благополучия для своей семьи)

В течение всего года, а в месяц Рамазан особенно, состоятельные мусульмане должны заботиться о своих малоимущих собратьях по вере, раздавая зекет (2,5 процента от принадлежащего ему имущества) малоимущим.

Каждый мусульманин должен в месяц Рамазан дать пожертвование фитр-садака мечети, малоимущим или же детским домам. В каждой области свой фитр-садака, в Алматинской области, например, в этом году триста тенге на каждого члена семьи.

Азбука толерантности от юриста

Эркин Дуйсенов

А как относится соблюдение норм Ислама со светскостью государства, каковым, согласно норм Конституции РК, наша страна является? На этот и другие вопросы, касающиеся права и религии, отвечает ученый-конституционалист, доктор юридических наук Эркин Дуйсенов.

По словам профессора, сфера деятельности института религии, равно, как и других сторон общественной жизни, в Казахстане четко обговорена нормами Основного закона.

- То, что Конституция РК провозгласила наше государство светским, означает, что религиозные организации и объединения не могут вмешиваться в деятельность государства и его органов, а оно со своей стороны также не вмешивается в их деятельность, - говорит ученый. - Более того, Основной закон РК устанавливает свободу совести и вероисповедания, то есть Конституция толерантно относится ко всем религиям. В ней четко прописано, что каждый гражданин вправе определять, указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность. И, соответственно, каждый человек, который живет на территории нашей страны, имеет право отправлять религиозные обряды. Однако Конституция обговаривает: осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством. Поэтому вполне естественно, что такие регуляторы общественных отношений как право и религия должны каким-то образом соотноситься.

- А как это происходит на практике?

- Существование позитивного права, иначе говоря - права, устанавливаемого государством в виде Основного закона, базирующихся на нем законов и других нормативно-правовых актов, означает, что вся жизнедеятельность общества регулируется нормами права, но не религиозными нормами. А вот если обратиться к опыту стран исламского мира, то там не существует позитивного права. Основным правом и, соответственно, законом в ряде стран является Коран. Исходя из этого, и правосудие, и деятельность граждан и общества в целом регулируются религиозными нормами.

- Казахстан считается наиболее толерантным в отношении разных религий государством. Чем это объясняется?

- Этот вопрос, или даже загадка неоднократно обсуждался и учеными, и представителями духовенства. На мой взгляд, отношение казахов к вопросам религии во многом обусловлено кочевым образом жизни. Фанатичная приверженность к отправлению религиозных обрядов при постоянных кочевьях создавала бы неудобства, а уединенный образ жизни, который вели казахи-скотоводы в зимние месяцы, располагал к необычайному гостеприимству: кочевник был рад любому гостю, появившемуся на пороге его дома, какую бы веру тот не исповедовал. Однако если обратиться к современному миру, то наша Конституция не случайно устанавливает определенные ограничения. Те экстремистские течения, которые, к сожалению, сегодня имеют место быть в том числе и в Казахстане, нацелены на подрыв светских устоев казахстанского общества и государства. Поэтому в Казахстане и запрещается создание политических партии на религиозной основе. В противном случае, проповедуя идеологию одной религии, она наверняка будет бороться за политическую власть. Но при этом, повторюсь, у нас существует свобода совести, вероисповедания. Конституция толерантно относится к отправлению религиозных обрядов при условии, что тем самым не будут нарушаться права и законные интересы граждан и общества в целом.

- Имеет ли в таком случае под собой законную основу запрет на чтение намаза в органах государственной власти? Или, к примеру, насколько обоснованы требования государственных служащих, соблюдающих уразу, сократить рабочий день?

- Разумеется, это ограничение основано на законе, а сокращение рабочего дня госслужащим, держащим уразу, поставит их в неравные условия с остальными госслужащими. Человек, который поступает на государственную службу, добровольно принимает на себя ограничения. То есть, если у него рабочее время установлено с 9 утра до 6 вечера, то в это время он должен исполнять свои служебные обязанности, а не отправлять религиозные обряды. Говоря о соотношении права и религии, необходимо также отметить, что государство не вмешивается в дела религиозных организации, но оно не может быть терпимым к любым проявлениям нарушения прав других граждан. И оно само, и его уполномоченный орган по делам религии просто обязаны если не контролировать, то координировать деятельность религиозных конфессий с тем, чтобы при этом не страдали интересы других граждан, и не создавалась почва для разжигания вражды между народами.

В глобальном мире военные конфликты зачастую происходят на межрелигиозной основе. Что уж говорить о разных религиях, если даже внутри одного течения существуют большие противоречия. В мусульманстве, к примеру, это противодействие шиитов и суннитов. Поэтому я считаю, что право, как основной регулятор общественных     отношений, должно создавать такие условия, когда религиозные организации будут функционировать, но в установленных государством, то есть позитивным правом, рамках. В первую очередь - Конституцией. Ведь именно на основе этого документа принимаются все другие законы и подзаконные нормативно-правовые акты, которые более детально регламентируют создание, организацию и функционирование религиозных организации с тем, чтобы не получить конфликта на межнациональной и религиозной почве.

В странах исламского мира, где основным законом является Коран, все процедуры, связанные с поведением людей в обществе и даже с отправлением правосудия, основываются только на нормах шариата - свода мусульманских религиозных, юридических и бытовых правил. Что касается Казахстана, то кто-то, возможно, и вынашивает планы сформировать у нас религиозное государство. К примеру, ведущее боевые действия на территории Ирана и Сирии движение ИГИЛ одержимо идеей создать единый халифат, полагая, что наша страна тоже должна быть в его составе. Но если мы говорим, что Казахстан является светским государством, то, повторюсь, и отправление правосудия должно осуществляется исключительно на нормах позитивного, исходящего от государства права. Деятельность иностранных религиозных объединений на территории республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в республике осуществляется по согласованию с соответствующими государственными органами РК. Любое общественное объединение или организация, тем более создаваемые на религиозной основе, должны проходить обязательную государственную регистрацию. Если таковой регистрации нет, то их деятельность, конечно, незаконна.

В Казахстане официально запрещен ряд религиозных организации, а именно - «Братья-мусульмане», «Исламское движение Туркестан», которые преследуют экстремистские фундаменталисткие цели. Они действуют подпольно и, к сожалению, человек, мало представляющий себе, что такое норма права, может, поддавшись, пойти по тому пути, который впоследствии приведет к тому, что он окажется либо в запрещенной религиозной секте или в организации религиозного экстремистского толка, ставящего целью свержение конституционного строя и установление на территории страны религиозного порядка.

- Но как отличить легально действующую религиозную организацию от запрещенной?

- Совет здесь дать трудно. Зачастую все происходит в завуалированной форме. Послушал – и вроде опасаться нечего, никакого посягательства на устои общества и государства вроде бы и нет. Но иногда получается так, что люди, особенно молодежь, поддавшись пропаганде (ведь в религиозных организациях работают психологи высочайшего класса), затем подвергаются идеологической обработке и более того – даже зомбируются.

Поэтому, уважительно относясь к любой религии, государство должно контролировать в форме координации деятельность существующих в Казахстане религиозных организации и духовенства в том числе. Это нормальное явление для цивилизованного государства. Поэтому я хочу, еще раз обратившись к проблеме, связанной с пропагандой правовых знаний, отметить, что, к сожалению, мы (в этом есть вина и ученых-правоведов, и юристов-практиков) недостаточно внимания уделяем вопросам правового воспитания населения. А там, где его нет, тут же пробивают себе дорогу иные течения, в том числе и религиозного склада. Поэтому любой гражданин должен четко знать свои конституционные права и обязанности, и нести юридическую ответственность перед страной, государством и обществом в целом. Опасность религиозных течении фундаменталистского экстремистского толка, проповедующие идеологию, направленную на нетерпимость к представителям других религиозных конфессий, заключается в том, что подрастающее поколение, поддавшись идеям, что в загробной жизни его ждет рай, берет в руки автомат и идет убивать других людей. Поэтому задача государства, права и закона создать такие условия, такой правовой режим, когда это невозможно будет сделать.

Думаю, если в учебных заведениях возобновить забытые уроки и курсы по основам права и государства, мы сможем жестко противопоставить наше общество тем экстремистским течениям, которые имеют место быть.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 119 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика