Среда, 08 мая 2019 13:34

Настала пора аудита цен Избранное

Автор

Продовольственная инфляция набирает обороты, разбивая радужную картинку остановки роста цен в Казахстане. Даже по официальным статданным, в марте 2019 года, в сравнении с мартом прошлого года, продукты подорожали на 6,7%. При этом повышение коснулось основных товарных групп: хлебобулочных изделий, круп, мяса, молочных продуктов, яиц, масла, сахара.

Если сравнивать поквартально, то за первый квартал нынешнего года продовольствие стало дороже, чем в первом квартале 2018 года, на 6,1%. Выросло в цене практически все, кроме фруктов и отдельных видов овощей. По многим категориям продовольствия стоимость поднялась двузначными темпами.

Если брать другие важные для семейных бюджетов групп товаров и услуг, то цены на одежду и обувь выросли на 8,2%, предметы домашнего обихода – 6,9%, медикаменты – на 8,4%.

Лишь коммунальные услуги, благодаря объявленной против завышения тарифов кампании, незначительно подешевели – на 1,7%. Поэтому общий рост цен на товары и услуги в первом квартале сведен к 5%, что формально укладывается в целевой коридор 4-6%. Но на деле мы понимаем, что жизнь дорожает сильнее, поскольку для населения с невысокими доходами львиная доля расходов приходится на продукты и лекарства.

Во всем мире признано, что реальная инфляция существенно отличается для разных групп граждан. Поэтому и понимать нужно настоящее ощущение роста расходов, а не «среднюю температуру по больнице».

Какие в этой связи следует сделать выводы? Во-первых, макроэкономические ориентиры явно нуждаются в корректировке. Ранее было взято направление на удержание инфляции, отказавшись от удержания валютного курса. Но теперь очевидно, что при падающем курсе тенге мы не смогли установить контроль за уровнем цен. При таком раскладе смысл инфляционного таргетирования исчезает.

Во-вторых, ситуация с ценами сейчас обретает особое звучание. Государство выделяет очень большие средства для повышения уровня доходов той части населения, которая в этом наиболее нуждается. Но повышение цен съедает степень эффективности такой меры. Бюджетные средства в итоге уходят не социально уязвимым группам населения, а поставщикам товаров и услуг, превращаясь из социальной поддержки в экономическую субсидию.

Общаясь с избирателями, от большинства бюджетников приходится слышать, что важнее даже не рост зарплат, а удержание ползучего, непрерывного роста цен. И если мы не хотим допустить, чтобы госпомощь обернулась новым витком социального напряжения, нужно кардинально менять ситуацию с ценообразованием.

Недавно авиакомпания FlyArystan начала продавать билеты на рейс между двумя столицами по цене от 7 тысяч тенге. Понятно, что эта новость встречена очень позитивно. Вместе с тем, она вызывает резонный вопрос о реальном уровне рентабельности остальных тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки. Иными словами, сколько население и бизнес переплачивало и переплачивает?

Настала пора от инфляционного таргетирования переходить к таргетированию издержек. Начать следует с масштабного поэтапного аудита ценообразования на базовые товары и услуги. Это абсолютно рыночная мера защиты прав потребителей и гораздо более эффективная, чем хождение чиновников по базарам с проверкой ценников. Она предполагает объективное изучение формирования издержек на всех этапах.

Результаты такого аудита покажут реальные причины роста цен и возможности для их снижения. Только так мы сможем обеспечить решение задачи повышение уровня жизни казахстанцев.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 123 раз
Сагит Оспанов

Автор статей

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика