Понедельник, 22 апреля 2019 11:58

Главный казахский театр начинался с клоунады Избранное

Автор

Все театры страны (а их сегодня свыше полусотни) вышли из одной «шинели» - Казахского Государственного академического Театра им. Ауэзова.

Сегодня в кара шаныраке казахских театров в 25 раз открылся традиционный театральный фестиваль. С этого года он так и называется – «Қара шанырақ» (дословный перевод - черный очаг). Так казахи образно называют колыбель рода, дом, откуда он, собственно, и начинался. Для казахского драматического искусства таким шаныраком является Казахский Государственный академический театр драмы имени Мухтара Ауэзова. Он - родоначальник всех профессиональных театров республики.

Небольшой экскурс в историю. Распоряжение Казсовнаркома об открытии в Кзыл-Орде – тогдашней столице Казахстана – национального драматического театра вышло 13 января 1926 года. Инициаторами ее воплощения в жизнь были выдающиеся деятели казахской литературы и искусства – писатели Мухтар Ауэзов, Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, первый казахский режиссер Жумат Шанин, артисты Серке Кожамкулов, Капан Бадыров, Калибек Куанышпаев, Елюбай Умурзаков, Калибек Байсеитов и другие талантливые выходцы из народа, работавшие на самодеятельных площадках. Из этих, выражаясь театральным языком, глашатаев, клоунов или комедиантов официальная комиссия отбирала актеров для первого в Казахстане профессионального театра.

Они и открыли театр пьесой «Алтын сакина» («Золотой перстень») Кокше Теменгер-улы. В том же 1926году был объявлен конкурс среди молодых драматургов. Победил в этом состязании молодой Ауэзов. Его пьеса «Карагоз» положила начало профессиональному репертуару театра, который спустя годы стал носить имя ее автора. В первой половине тридцатых годов от театра отделилась музыкальная студия. Ведущие творческие коллективы республики, такие как ГАТОБ имени Абая, Казгосфилармония имени Жамбыла, «Казахконцерт», созданы на основе музыкальной студии, отделившейся от Театра имени М. Ауэзова.

В середине 90-х годов в театре стали проводить фестиваль, приуроченный к Дню театра и Наурызу. В этом фестивале участвуют только спектакли, поставленные в Казахском государственном академическом театре драмы имени М. Ауэзова в течение последнего года. С прошлого года проведение «Театральной весны» перенесли на апрель. Фестиваль этого года стартовал 17 апреля спектаклем «Дядя Ваня», поставленной по одноименной пьесе Антона Чехова на сцене Театра имени М. Ауэзова режиссером Асхатом Маемировым. Вечером 18 апреля состоится показ спектакля «И дольше века длится день» по роману Чингиза Айтматова (постановка Дины Жумабаевой). 19 апреля зрителям покажут трагедию «Анна Каренина» Есмухана Обаева. Завершится фестиваль в воскресение монодрамой поэта и драматурга Бахыта Беделхана «Ұлым, саған айтам…», поставленной Асхатом Маемировым.

Об этом спектакле, отражающем реалий сегодняшнего дня, хотелось бы сказать отдельно. В ней поднимается вечная тема - отцов и детей. И так уж совпало, что главные роли в этом спектакле тоже играют отец и сын: заслуженный деятель Казахстана Бекжан Турыс и его сын Магжан Асаубай. Второе совпадение: актеры, отец и сын, носят имена своих героев – Бекжан и Магжан. И на этом, пожалуй, совпадения заканчиваются. В жизни актеры, отец и сын Бекжан Турыс и Магжан Асабаубай, очень бережно и с большим уважением относятся друг к другу.

Кара Шанырак

В спектакле же «Ұлым, саған айтам…» («Сынок, я хочу сказать тебе…») идут конфликт за конфликтом. «Если раньше мой отец говорил мне: будь человеком, то сейчас многие советуют детям: будь умным, знающим, хитрым», – говорит герой Бекжана Турыса, обращаясь к сыну – Магжану. А тот то смеется над отцом, то говорит с ним на повышенных тонах.

По словам режиссера спектакля Асхата Маемирова, прочитав пьесу Бахыта Беделхана, он переписывал ее специально для «казахского Высоцкого» - Бекжана Турыса. Этот актер не только поет, великолепно аккомпанируя себе на домбре, он – мастер высказывать мысли о наболевшем через монологи. Мысли актера, высказанные им в дневниках, его друг, автор пьесы Бахыт Бедельхан, и стал облекать в стихотворную форму. В своих ставших знаменитыми монологах Бекжан Турыс говорит о наболевших вопросах современности. Это и отток молодежи за границу, и продажа земли, и долговая кабала каазахстанцев перед банками, и многое другое.

Эта монодрама пользуется неизменным успехом у зрителя. В комментариях под фрагментом спектакля «Ұлым, саған айтам…», размещенным на YouTube, зрители со всего Казахстана просят приехать с ним в их город или хотя разместить полную видеоверсию.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 54 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика