Вторник, 17 апреля 2018 13:41

Минск зовет Китай поучаствовать в инициативе Хельсинки-2 Избранное

Автор

Недавние события в Сирии и других точках планеты в очередной раз продемонстрировали неэффективность международной системы безопасности. Дискуссии о новой континентальной системе безопасности пока, к сожалению, остаются уделом экспертов и не усильно интересуют западных политиков. В 2017 г. на сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Минске с инициативой Хельсинки-2 выступил президент Беларуси А. Г. Лукашенко. Он предложил включить в переговоры о новой системе безопасности и Китай. Но входит ли в интересы Пекина создание новой континентальной системы безопасности? Какое видение системы безопасности у китайских элит – читайте в материале белорусского политолога, научного сотрудника Пекинской академии социальных наук Дмитрия Белякова специально для «Евразия.Эксперт».

Смерть Хельсинки-1?

В ХХI веке в стремлении к прочному миру и безопасности страны должны постоянно согласовывать друг с другом свои потребности, интересы и цели. В то же время на фоне нарастания хаоса в международных отношениях современный мир становится все менее безопасным.

Безопасность – это ключевое понятие, базис для всех типов межгосударственного взаимодействия. Это состояние защищенности от угроз жизненно важных интересов государства, общества и личности.

Именно с целью поиска диалога и недопущения эскалации напряженности в 1975 г. был принят Хельсинский акт. Соглашение, подписанное 35 государствами Европы и Северной Америки, устанавливало принципы миролюбивого и гуманного международного порядка в Европе. Это соглашение стало результатом и высшей точкой политики разрядки.

Государства, подписавшие Акт, обязывались, среди прочего, «уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга», «право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила». Вместе с тем анализ актуальной обстановки в Европе свидетельствует о фактически полном отходе государств-подписантов от выполнения данного соглашения.

Мы становимся свидетелями того, как свое влияние утрачивают успешно действовавшие до недавнего времени институты и форматы международного взаимодействия, призванные содействовать поддержанию мира, в том числе и в европейском регионе.

Как следствие – прогрессирующий кризис системы европейской безопасности.

В этой связи представляется особенно важным именно сейчас в интересах сохранения мира и стабильности начать диалог о том, как странам уйти от той конфронтационной риторики, которая присутствует в европейском регионе и за его пределами. Необходимо прекратить геополитическое соперничество в регионе и навязывания государствам определенной модели общественно-политического устройства.

Кризис доверия

Налицо формирование кризиса доверия в международных отношениях на фоне отсутствия диалога. Отдельные страны сегодня принимают новые стратегии национальной безопасности, в которых содержатся откровенно конфронтационные положения, военные доктрины, где на первое место ставится совсем не обеспечение мира и стабильности. Ситуация в Европе сегодня далека от мирной и грозит новыми вызовами, что негативно сказывается на взаимоотношениях между странами и в первую очередь на развитии национальных экономик. Следствием этого является ухудшение жизни граждан.

Современный мир стремительно меняется, однополярная архитектура, сформированная после крушения Советского Союза, ушла в прошлое, а все больший вес на мировой политической арене приобретают страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и в первую очередь – Китайская Народная Республика.

Китай, Соединенные штаты Америки, Канада не являются частью европейского региона, однако оказываемое ими влияние, в первую очередь экономическое, более чем значительно. США наряду с торговой составляющей широко присутствуют в регионе и в военном аспекте, что, безусловно, является одним из главных факторов, оказывающих дестабилизирующее воздействие на безопасность в Европе.

Роль Китая на континенте

Китай присутствует в Европейском регионе преимущественно в экономической сфере, развивая торговое и инвестиционное сотрудничество, хотя в последнее время к нему все больше прибавляется и гуманитарное взаимодействие.

Провозглашенный Китаем подход «стабильность через совместное развитие» является сегодня привлекательной формой международного сотрудничества, отражающей экономические интересы различных стран.

Китаю важна стабильная и безопасная Европа. ЕС является крупнейшим экономическим и деловым партнером Китая. Так, по итогам 2017 г. товарооборот КНР только со странами Европейского Союза составил более €570 млрд.

Кроме того, реализуемая Китаем инициатива «Один пояс и один путь» способствует мирному сосуществованию народов. Следует отметить, что в рамках реализации данного международного проекта Китай заключил соглашения о практическом сотрудничестве со многими странами, в том числе и со странами Европы. Данные соглашения охватывают не только транспортные, инфраструктурные и энергетические проекты, но и проекты в области экономического и гуманитарного сотрудничества.

Приоритетами сотрудничества в том числе являются углубление политической координации между странами и содействие взаимному политическому доверию, развитие бесперебойной торговли и укрепление дружбы между народами.

Китай и Хельсинки-2

Участие Китая в урегулировании остро стоящих проблем отличается яркой китайской спецификой. В общих чертах ее можно свести к трем принципам – «мирность, правомерность и конструктивность».

Принцип «мирности» заключает в себе приверженность к политическому урегулированию любых противоречий и разногласий путем диалога и переговоров, недопустимость применения силы. «Правомерность» – невмешательство во внутренние дела, уважение к суверенитету и воле непосредственно вовлеченных государств, решительный протест против навязывания извне. «Конструктивность» означает объективную и беспристрастную позицию, посредничество по истине и справедливости, категорическое недопущение спекуляции в корыстных целях. Эти черты имеют корни в китайской традиции и культуре, соответствуют целям и принципам Устава ООН, служат ориентиром и опытом для преодоления конфликтов и вызовов.

Вовлечение Китая (наряду с США) в процесс разрядки ситуации в Европе позволит взглянуть на проблему извне, найти новые подходы и решения, способствующие миру и безопасности в регионе.

Республика Беларусь признанной переговорной площадкой в Европейском регионе. Поэтому сейчас, в условиях кризиса системы европейской безопасности, создание в Минске открытой переговорной платформы Хельсинки-2 может стать важным стабилизирующим фактором в регионе.

Страны ЕАЭС и ЕС, США и Китай несут ответственность за обеспечение мира, стабильности и процветания в международном масштабе. Необходимо на взаимовыгодной основе расширять многоплановое сотрудничество, контролировать разногласия и противоречия, укреплять взаимопонимание, сообща противостоять международным, региональным и глобальным вызовам, продвигать устойчивое развитие отношений между странами.

Дмитрий Беляков, эксперт Пекинской академии общественных наук

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 3 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика