Пятница, 19 января 2018 11:18

Кибуцы в Израиле. Что это такое и как туда попасть Избранное

Автор

Как вы уже знаете, первым моим домом на Родине – в Израиле – стал кибуц. Причем, как ни странно, мне повезло оказаться в двух параллельных реальностях существования данного типа населенного пункта. Один кибуц – религиозный и капиталистический (Эйн-Цурим), второй – нерелигиозный и социалистический (Пальмах Цуба).

В чем же заключается суть? Википедия дает определение кибуца как сельхозкоммуны, характеризующейся общностью имущества и равенством в труде и потреблении. В общем, так оно и есть.

kibutz 1950 300x169Кибуцное движение зародилось с самых первых волн алии на землю Израиля, еще в период владычества здесь уже доживающей последние годы Османской империи, в начале ХХ века, в 1904-1914 годах. Собственно говоря, весь период до 1948 года как раз и был самым активным в их создании. После 1948 года кибуцное движение несколько замедлилось, а сейчас и вовсе умерло как таковое, оставшись сначала на позиции 1989 года (270 кибуцев), а затем, спустившись до позиции 2001 года (267 кибуцев), с которой, насколько мне известно, не сдвинулось ни вперед, ни назад. Также, согласно данным Википедии, с 2005 года всем кибуцам был присвоен один из трёх следующих статусов:

  • общинный кибуц (традиционная форма);
  • обновленный кибуц (только частичное обобществление);
  • городской кибуц.

Я не буду заострять ваше внимание на истории кибуцного движения, так как об этом есть довольно много информации, а расскажу об особенностях жизни в кибуцах, которые мне довелось увидеть.

Попасть в кибуц довольно не сложно, каких-то особых критериев отбора нет. Нужно подать свою заявку в секретариат, и три года быть кандидатом в члены кибуца. Такой себе испытательный срок. Затем, на общем собрании всех кибуцников вас принимают в свой коллектив. Почти как вступить в ряды КПСС.car for worker 300x196

В кибуцах довольно остро стоит вопрос жилья. Теоретически, кибуц должен выделить жилплощадь новому человеку. Но это не всегда возможно, поэтому выделяют только земельный участок, чтобы новый член коммуны сам построил себе дом. Более того, иногда сами кибуцники строят собственные дома, и съезжают с общих, тем самым освобождая территорию другим, нуждающимся в жилье. Квартирный вопрос стоит в этом секторе очень остро последние несколько десятилетий, из-за чего жители кибуцев не всегда в состоянии не то что принять людей со стороны, а даже своих детей устроить в кибуце.

Занятость жителей кибуцев не зависит от типа кибуца или же его политической окраски. Многие жители работают в самом кибуце в сфере сельского хозяйства. Также есть возможность работать в других городах, поселениях, а то и ездить по всей стране. Разница лишь в том, что зарплата кибуцников идет не им на счет, а перечисляется в кибуц. Часть зарплаты люди получают на руки и могут тратить на покупки вне кибуцев.

ein tsurim 2 300x225Одним из аспектов является полное отсутствие прямого денежного оборота внутри кибуцной общины. Если вам надо постирать вещи, или же поесть в столовой, или приобрести необходимые товары в сельпо (или «коль-бо», как здесь его называют) – у вас есть ваш номер члена кибуца, на котором закреплен и ваш счет, который позволяет вам приобретать необходимые вам услуги. Если вы не «местный» −  нет проблем, можно и деньгами, сейчас все открыто для всех, и полного коммунистического уклада в финансовой части в кибуцах нет, даже в самых социалистических. Все понимают, что деньги надо зарабатывать извне, а не только иметь оборот внутри общины. В некоторых кибуцах, в частности, в Цубе, нет почтового отделения, и почту привозит и забирает передвижная почта. Потому все услуги для кибуцников оплачены. Для не членов кибуца – проблема, надо ехать в ближайшее отделение почты, покупать марки, конверты и так далее.

Вы спросите: в чем основное отличие религиозного кибуца от нерелигиозного? Оно, с одной стороны, несущественно: по субботам работает магазин и столовая, народ живет вполне понятной жизнью, даже ездит на машинах, если надо. В некоторых кибуцах даже есть мемориальные комплексы, подобные тем, что возводились в бывшем СССР в память о погибших во Второй мировой войне, только здесь подобные комплексы бывают посвящены еще и жертвам Холокоста, и погибшим в различных войнах нашей страны. В религиозном кибуце всего этого нет.

Синагога есть в любом типе кибуца, ибо даже коммунистические идеи советского толка, так популярные в Израиле в 1940-50 годах, не убили в людях веру в Б-га и соблюдение традиций. Без этих традиций нас сложно представить как народ, без них мы бы не сохранились и не выжили, и, благодаря им, не растворились среди других народов (хас вешалом). Но, в любом кибуце, посещение синагоги – дело добровольное.

Кибуцники часто организуют для себя концерты, приглашают артистов, проводят многочисленные мероприятия для детей, общие выезды на природу, на фестивали, на отдых. Праздники в кибуцах отличаются только политической (как государственные) и внешней составляющей (религиозные праздники). На Суккот в социалистическом кибуце проходит парад тракторов, можно увидеть молодежь со знаменами кибуца, торжественное выступление председателя  и других видных односельчан и друзей кибуца. В религиозном – все по старым вековым традициям.

Кибуцные детские сады очень популярны среди израильтян. Они большие, в них, по словам многих местных жителей, лучше заботятся о детях, дети проводят больше времени на природе, дышат чистым воздухом (в отличие от города). Потому много кто платит кибуцам немалые деньги за то, чтобы ребенок посещал именно такой детский сад, а не городской. К слову об этом, скажу, что кибуцный детсад по многим параметрам, на мой взгляд, похож на любой детсад в бывшем Советском Союзе, в то время как городские детсады маленькие, время нахождения ребенка там меньшее, и на природе особо не погуляешь из-за небольшой площади большинства из них.

Многие солдаты-одиночки получают в кибуцах временное жилье на период службы, что очень хорошо, на мой взгляд: и отдых на природе от армейских маразмов и самодурства, и свое жилье, куда можно привести девочку или мальчика, и не опасаться, что вас будет слышать весь дом и давать советы. Во многих кибуцах есть гостиницы, куда часто ездят отдыхать израильтяне и иностранные туристы. Условия очень хорошие, но и цены не всегда дешевле городских отелей. Суточный номер в отеле Цуба стоит 700 шекелей. И это самый дешевый!

В общем, все базовые потребности человека учтены в абсолютно каждом кибуце. Заботятся в них и о стариках, и о детях.

ein tsurim 1 300x225Что же касается жизни в кибуце, то я скажу вам, что община относительно закрытая, и все друг друга хорошо знают. Хотел бы я жить в кибуце? Нет. Потому что я считаю, что своими деньгами я должен распоряжаться сам, а не платить за электричество соседа, которого он потратил вдвое больше меня, и использовал втрое больше воды и газа, а зарплату получает меньше. И так во всех аспектах повседневной жизни. А платим мы одинаково. Как в известном анекдоте 90-х: «Вася нюхает дорогой колумбийский порошок, а Саша – новую «Досю». Штырит обоих одинаково. Так если нет разницы, зачем платить больше?!»

Источник: vantso.com

Просмотрено: 181 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика