Понедельник, 14 октября 2019 09:51

Почему казахи так легко находят себя на чужбине? Избранное

Автор

Легендарный фильм «17 мгновений весны» имеет самое прямое отношение к Казахстану: одну из главных ролей исполнила актриса, долгие годы прозябавшая на «Казахфильме». А первая женщина – режиссер из Казахстана – успешно работала на «Мосфильме», но не нашла себя на национальной киностудии, сообщает Rezonans.kz.

 Возвращение

В Москве вышла последняя книга четырехтомной энциклопедии «Актеры отечественного кино», где около сотни статей посвящены казахстанским актерам.

В издании около 6 тысяч персоналий – статей об актерах, которые снимались в кино с 1908 по 2018 года: с тех пор как появилось кинопроизводство в Российской империи и до сегодняшнего дня.

- Этот процесс - выход издания - растянулся на 7 лет, а авторы-составители работали над ним 15 лет – с 2003 года, - рассказывает казахстанский журналист Сергей Лесковский, который является счастливым обладателем этой энциклопедии с дарственной надписью от авторов. - Их двое. Математик, преподаватель одного из московских университетов Марина Кравченко и историк кино Алексей Тремасов.

С Алексеем я познакомился гораздо раньше выхода энциклопедии. Мы с ним оба были авторами сайта «Характерные актеры российского кино» (сейчас его, к сожалению, нет: взломали хакеры). С Сергеем Капковым, его редактором, меня свело кино. Сайт был посвящен биографиям актеров советского кино, а союзные республики тоже внесли свою лепту в его в развитие. Поэтому без них, на мой взгляд, никак невозможно было обойтись. Когда я написал об этом Сергею (сейчас он шеф-редактор киностудии «Союзмультфильм»), то он согласился публиковать материалы о казахских актерах. Самой первой у меня была заметка о Ментае Утепбергенове. Этот замечательный актер снялся во многих фильмах, но широкий зритель запомнил его по эпизодической роли - японца в фильме «Интердевочка» Петра Тодоровского (кстати, позже он очень сильно помог в поиске материалов для энциклопедии Алексея Тремасова и Марины Кравченко).

Потом были статьи об Амине Умурзаковой, Нурмухане Жантурине, Нуржумане Ихтымбаеве, Олеге Ли...

Знакомство с Алексеем Тремасовым у меня долгие годы было виртуальным. К моменту встречи вживую у меня накопилась большая коллекция портретов актеров казахского кино. Мне хотелось передать их в надежные руки. А поскольку для Алексея история кино давно уже стала профессией, то более надежных рук я не видел. Российские актеры и тогда, и сейчас относятся к нему с большой симпатией. Он это заслужил. У Алексея есть ведь и свой сайт «Всегда со мною», где он опубликовал более 500 подробных биографии актеров (среди них и ныне здравствующих) с постсоветского пространства. Кроме того, изумительный рассказчик, Алексей провел на канале «Культура» цикл передач, посвященных забытым актерам.

Когда он однажды сообщил, что давно работает над четырехтомником, и что на днях должна состояться презентация первого тома «Энциклопедии отечественного кино», я как раз собирался в Москву.

Это был 2012 года. И самого Алексея, и издание, над которым он работал, представлял известный киновед, основатель и первый директор Музея кино в Москве Наум Клейман. Потом я узнал, что в жизни составителя энциклопедии об актерах этот человек сыграл большую роль. Пригласив его на работу в Музей, Клейман настоятельно рекомендовал Алексею, выпускнику педагогического вуза, поступать на киноведческий факультет ВГИК, что тот и сделал. Много работая в музее, Алексей успевал совмещать учебу с поиском материалов об актерах и работу над энциклопедией.

Кино Алексей увлекается с детства. Его всегда интересовало, как складываются судьбы даже тех актеров, кто сыграл в просматриваемом фильме даже самую незначительную рольку. Он вел дневники и составлял справки на всех, кого ему удавалось найти.

Все это и стало основой для энциклопедии «Актеры отечественного кино». Выход в свет этого издания, как мне кажется, стал ударом «под дых» всем профессиональным киноведам.

Обычно работу над такими энциклопедиями ведут целые институты, а тут два человека.

На презентации первого тома я спросил у Алексея, почему они ради поднятия тиража не пишут о личной жизни актеров? Ведь тираж бы в этом случае был бы больше. Он сказал, что идти по академическим канонам энциклопедических изданий (родился, учился, место работы и фильмография) - его принципиальная позиция.

В Москву, в Москву…

Зато, как обратили внимание знатоки кино, фильмографии в энциклопедии очень полные и точные. В них упомянуты даже крохотные эпизодические роли, в которых задействованы актеры.

Ольга Сошникова

Владимир Еремин Например, Ольга Сошникова (та самая Барбара из "17 мгновений весны") с 1975 по 1987 годы числилась в штате "Казахфильма", сыграла маленькие роли в «Балконе», в «Чокане Валиханове». Или Владимир Еремин. Кинематографическую деятельность начинал тоже на  'Казахфильме". Снялся в фильмах "Моя любовь на третьем курсе" и в "Погоне в степи". Потом уехал в Питер, а оттуда уже в Москву.

О своем кинодебюте в фильме Абдуллы Карсакбаева «Погоня в степи» Владимир вспоминает как о фантастическом приключений:

«Карсакбаев был плоть от плоти, кровь от крови сыном своего народа, и нес он свой профессиональный крест истово, честно и страстно. Картины он творил настолько вдохновенно и яростно, что было чувство - вот-вот сгорит, тем более, что ощущения пышущего здоровьем человека от него не исходило. В «Погоне в степи» мы снимали какой-то кадр, где несколько всадников, среди которых был и я, должны были скакать слева от камеры. Но перед тем, как оказаться рядом с ней, чуть-чуть отпрянуть в сторону. Взаимоотношения с джигитовкой у меня ограничивались несколькими днями подготовки, и я сидел в седле в отличии от казахов, рожденных на лошади, чудовищным образом. В общем, был похож на мешок. С чем? Пусть каждый домысливает сам. На четвертый или пятый день джигитовки у меня болело все, что только может болеть у человека, я проклинал тот день и час, когда согласился на роль. При этом понимал, что самое серьезное испытание ждет меня впереди. И, конечно же, не ошибся.

И вот съемка. Четверо моих коллег умелым взмахом камчи пускают своих лошадей в галоп, моя лошадь (видимо, за компанию) мчится туда же, куда и все. Но перед тем, как сделать финальный ход чуть-чуть вправо, надо было взмахнуть возле глаз лошади камчой. «Это чтобы она пошла быстрее», - учили меня.

Подскакиваю, делаю заветное движение камчой и ... лошадь прыгает на камеру. Дальше пошла речь, которую я не могу привести полностью. «Трам-тара-тарам, ты, такой-сякой, давай быстрее, у нас пленка заканчивается», - разрывался от гнева режиссер. Я, естественно, в жутком расстройстве. Второй заход, снова подлетаю на полном скаку к нужному месту, снова взмах камчи и снова лошадь прыгает на камеру. То же самое происходит и в третий раз, после чего режиссер швырнул мегафон на землю и, взявшись за голову, ушел в степь. А я стоял с ощущением, что это такой позор, который пережить невозможно. Мне хотелось покончить с собой, с горя я чуть не упал с седла. Потом ко мне подошел какой-то человек, не помню – кто, он сказал, что я не виноват, лошадь слепа на один глаз, поэтому и прыгает на камеру. Действительно, когда ее поменяли, все получилось с первого раза. Вечером, когда мы сидели у костра, подошел режиссер, взял меня за плечи, повел в степь, где принес, мне, дебютанту в кино, слова извинения».

Лола Ашрапова - легендарная девушка-джигит из одноименной комедии тоже живёт в Москве...

- Когда я спросил Алексея Тремасова, как он пришел к тому, чтобы не ограничивать энциклопедию только российским кино, ответил, что честь и славу советского кино составляли актеры многонациональной страны, - продолжает Сергей Лесковский. - Поэтому и решено было назвать энциклопедию «Актеры отечественного кино» и включить в нее актеров братских республик бывшего Союза.

Более того, в свой четырехтомник они включили актеров из других стран, которые как бы «прописались» в постсоветском кино.

Там есть, к примеру, финн Вилле Хаапасало («Особенности национальной охоты», «Кукушка»), более известный в России, чем у себя на родине. А Казахстан вообще представлен сотней актеров, начиная от патриархов - Елюбая Умурзакова, Серке Кожамкулова, Нурмухана Жантурина, Риммы Кабдалиевой, Мухтара Бахтыгереева и кончая теми, кто активно снимается в кино сегодня.

У некоторых актеров из нашей страны я не просто брал интервью когда-то, но и пытался даже принимать, пусть и минимальное, но участие в их судьбе. С Риммой Кабдалиевой была такая история. Она много снималась за пределами Казахстана и даже подумывала закрепиться в Москве. Но в начале 80-х она работала в украинской ленте «Высокий перевал». Очень подружилась с режиссером Владимиром Денисенко и с его женой Натальей Наум. Они посоветовали ей строить карьеру там, где родилась. И Римма вернулась в Алма-Ату полная надежд, но они – увы! - не сбылись: ее просто перестали приглашать.

Поскольку мы с ней были немного знакомы, я ей как-то предложил попробовать себя в журналистике. Рассказать, например, о тех коллегах, с которыми ей приходилось работать. И она написала для «Ленинской смены», где я был тогда редактором, эссе. И актриса, вспоминая работу на одной площадке с Саги Ашимовым, с Николаем Олялиным и многими другими яркими актерами, сделала это. Тираж у газеты в те времена был огромный, и когда материал вышел, то его заметили на «Казахфильме», а актрису после 16 лет простоя пригласили на роль матери в фильме «Три брата» Серика Апрымова. И все. Больше в кино ее не звали. А вообще она снялась в двух десятках фильмов. В Казахстане самой знаменитой ее ролью стала Каракатын из «Крови и пота» Азербайжана Мамбетова. У нее типаж не лирической героини, а простой казахской женщины. Когда я смотрел «Балкон», то удивился, что ее там нет. Она бы так органично могла вписаться в многоликую толпу.

Нетипичные таланты

Раиса МУхамедьярова 2

А вот какую историю рассказал Сергей Лесковский про красавицу-актрису Раису Мухамедьярову.

- Однажды, когда я пришел в казахский ТЮЗ брать интервью у Амины Умурзаковой, то, увидев ее портрет на актерском стенде, спросил, почему же Раиса перестала появляться в кино? На что Амина-апай ответила, что «Раечка очень талантлива, но у нее пикантная красота».

Раиса Мажитовна и в самом деле обладала нездешней, не советской красотой. Экранизации на историческую или классические темы в то время почти не делали, а на роль тружениц заводов, фабрик и колхозных полей она не подходила.

С этой актрисой у меня связан один забавный случай. Когда я работал собкором «Ленинской смены в Восточном Казахстане, там проходили съемки «Человека-оленя» по одноименной повести Оралхана Бокеева. Однажды вечером мы с приятелем наткнулись на ярко освещенный торговый киоск. За прилавком стояла она, Раиса! Приятель, не заметив софитов и не узнав актрису, радостно встрепенулся: «Смотри, какая красоточка!»

Есть в энциклопедии Алексея Тремасова и Марины Кравченко и Танат Жайлибеков. Прожил всего 60 лет. В 50 годы был популярен и любим народом, сыграв в двух комедиях о Иване Бровкине и парикмахера в "Нашем милом докторе". А потом о нем забыли, почти не снимали, ничего не писали, интервью не брали, а окончил ведь ГИТИС и работал в Ауэзовском театре...
Не забыл Алексей Тремасов и Розу Исмаилову, младшую сестру знаменитой художницы Гульфайруз Исмаиловой. В «Нашем милом докторе» она сыграла веселую жизнерадостную главную героиню, уговаривающую всех организовать праздник для доктора. В Казахстане о ней вообще не пишут. Наверное, потому, что выйдя замуж, Роза уехала в Ташкент, где снималась на «Узбекфильме».

Рахия Койчубаева

Со страниц энциклопедии смотрят на нас ее партнеры по той картине. Замечательный актер Театра имени Лермонтова Юрий Померанцев, Евгений Попов, сыгравший в паре с Рахией Койчубаевой милиционера. Что касается Рахии: абсолютно неодооцененная актриса, для которой надо было бы писать отдельные сценарий. После «Нашего милого доктора» она сыграла в фильме «Мальчик мой» сумасшедшую мамашу, чей сын влюбился в героиню Раисы Мухамедьяровой. И все – кажется, на этом ее кинокарьера закончилась. А жаль…

 

 

 

Дарига Тналина

Дань памяти Алексей отдал и первому казахскому кинорежиссеру-женщине Дариге Тналиной, персонажу совершенно уникальному для «Казахфильма», чья жизнь – сплошная трагедия. О ней следовало бы снять отдельный фильм. Она успешно дела карьеру на «Мосфильме», но потом ради сына, который рос в семье сестры, вернулась в Казахстана. Фргармент из интервью с Даригой Тналиной: «Приезжаю в Вишневку (поселовек в Акмолинской области. – Ред.), а сын меня почти не знает. Он считал, что я его бросила. И слышать, говорит, не хочу про твою Москву. Если и поеду куда-то, то только в Алма-Ату и только с друзьями - Геркой и Ленькой. Сын поступил в политехничес­кий, а мне пришлось бросить в Москве все - друзей, работу, квартиру - и с повинной головой идти на "Казахфильм". Здесь меня приняли даже не прохладно - очень плохо. Ни одна из моих режиссерских задумок не воплотилась в жизнь. Чухрай (Григорий Чухрай – режиссер, народный артист СССР) и Кулиджанов (Лев Кулиджанов, актер, режиссер, народный артист СССР) в один из своих приез­дов в Алма-Ату упрекали: неужели тебя заела трехкомнатная квартира? Но я не могла оставить сына. Решила для себя: сделаю из парня настоящего человека.

Творческая судьба у меня на родине не сложилась. У меня ведь характер – не сахар, и жизнь, следовательно, у меня не мед. После работы в Москве я увидела, что актеры здесь не работают над собой. Чтобы разбудить в них эмоции, я громко ругалась на съемочной площадке. Делая так, я подражала Ивану Александровичу Пырьеву. Он говорил, что доведя актеров до белого каления, потом лепит с них желаемые образы. Я хотела повторить то же самое со своими казахами, но не получилось. Они протестовали, а я уходила с площадки неудовлетворенной».

… Энциклопедию «Биографии актеров отечественного кино» не мешало бы иметь хотя бы ведущим библиотекам нашей страны. Особенно если учесть, что представленная там история казахского художественного кино начиналась в киностудии «Ленфильм» с фильма «Амангельды». Кстати, в ней часто упоминается ЦОКС – центральная объединенная киностудия, работавшая в годы Великой Отечественной в Алма-Ате. И это тоже дань памяти корифеям кино, работавшим в кинодержаве под названием Советский Союз.

Автор:

Мерей Сугирбаева

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 411 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика