Первый год деятельности воссозданного в самый канун пандемии коронавируса финансового регулятора Казахстана завершился вполне буднично, не став значимым информационным поводом для СМИ, профучастников рынка и их клиентов.
Напомним, что агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) было создано на основании президентского указа от 11 ноября 2019 года, а начало оно свою работу с 1 января прошлого года. Схожее по своим задачам агентство – по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) – функционировало в 2004-2011 годах. Примечательно, что с 2006 года начал функционировать еще один регулятор – агентство по регулированию деятельности Регионального финансового центра города Алматы (АРД РФЦА). Оба эти агентства были упразднены в 2011 году указом тогдашнего главы государства с передачей их функций и полномочий Нацбанку, ставшему на 8 лет мега-регулятором финансового рынка. Кстати, завершилось это безраздельное правление последнего плачевно – с рынка сошли системообразующие «БТА Банк» и «Казкоммерцбанк», не говоря уже о меньших по размеру «Альянс-Банке» и других банках, были выдавлены с него частные пенсионные фонды и регистраторы ценных бумаг. Появились новые государственные монополии – «ЕНПФ» и «Единый регистратор ценных бумаг», значительно возросла концентрация бизнеса в банковском и страховом секторах.
Так что теперь в этой сфере все возвращается на круги своя 15-летней давности. К тому же до создания АРРФР в 2015 году на основе конституционного закона появился Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) с собственной системой регулирования и надзора, функционирующий по сути в качестве анклава на территории Казахстана с собственной нормативно-правовой базой. Поэтому сейчас в нашей стране вновь действуют два финансовых регулятора и Нацбанк со своими регуляторными полномочиями. При этом ни один из первых двух регуляторов не вправе контролировать Нацбанк, выступащий ведущим игроком финансового рынка.
Изначально по президентскому указу от 11 ноября 2019 года в сферу надзора АРРФР не была включена накопительная пенсионная система, то есть деятельность «ЕНПФ». Сейчас же, судя по всему, из этой сферы будет выведен «Отбасы банк» при том, что с самого начала финрегулятор не мог контролировать деятельность «Банка развития Казахстана», не говоря уже о финансовой деятельности госхолдингов ФНБ «Самрук-Казына», «Байтерек», «КазАгро» и их дочерних компаний. Остались под контролем Нацбанка и валютный рынок, включая деятельность обменных пунктов, функции рабочего органа Совета по финансовой стабильности, формирование и распространение статистической информации по обзору финансового рынка, денежно-кредитной статистике и статистике финансового рынка, платежному балансу, международной инвестиционной позиции и внешнему долгу. В правовом арсенале центрального банка немало полномочий по регулированию финансового рынка, финансовых организаций и иных лиц, а также контролю и надзору за ними, лицензирование деятельности на обменные операции с наличной иностранной валютой, на инкассацию банкнот, монет и ценностей. При этом сам Нацбанк вправе осуществлять без получения соответствующих лицензий банковскую деятельность, профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и иную деятельность на финансовом рынке, выступать в качестве доверительного управляющего активами Национального фонда РК, правительства и юридических лиц, пенсионными активами «ЕНПФ», выступая при этом еще и кастодианом в отношении последних. Кстати, не финрегулятор, а правление Нацбанка ежегодно утверждает величину комиссионного вознаграждения «ЕНПФ», принимает решения по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции общего собрания акционеров (единственного акционера) этого государственного монополиста.
Поскольку Нацбанк, АРРФР и МФЦА не контролируются правительством, а непосредственно подчинены и подотчетны главе государства, то, естественно, зачастую такая схема приводит к ситуации, обрисованной в известной басне про лебедя, рака и щуку, впрягшихся втроем в воз с поклажей. Координировать же действия этих трех «нянек» финансового рынка приходится президентской администрации, где ключевую роль играют заместитель ее руководителя Тимур Сулейменов и отдел социально-экономического мониторинга.
Вернемся к АРРФР, точнее, к итогам первого года деятельности этого финрегулятора. В банковском секторе они были вполне предсказуемы – лишился лицензии «Tengri Bank», тогда как «АТФБанк» в самый канун Нового года был спасен согласием АРРФР на его присоединение к «Jýsan Bank». Остались на плаву «AsiaCredit Bank» и «Capital Bank Kazakhstan», давно испытывающие финансовые трудности. В декабре АРРФР разрешило компании «Фридом Финанс», контролируемой иностранным собственником, приобрести «Банк Kassa Nova», конечным бенефециаром которого был ранее миллиардер Булат Утемуратов через принадлежащий ему «ForteBank». Вряд все ли эти события можно считать серьезными потрясениями для банковского сектора. Тем не менее, в итоге обозначился перевес в пользу иностранного капитала к началу текущего года, так как из 26 банков второго уровня с иностранным участием оказались 14 банков, в том числе 12 дочерних. Общая же статистика ключевых показателей деятельности банков второго уровня, опубликованная на сайте АРРФР, выглядит благополучно. Их совокупные активы выросли в прошлом году на 16,3%, объем кредитования – на 5,5%, депозитов – 16,1%. тогда как чистая прибыль уменьшилась на 8,1%.
Страховой сектор на начало года был представлен 28 страховыми (перестраховочными) организациями, из которых 9 занимались страхованием жизни. Его совокупные активы увеличились за минувший год на 23% при росте объема страховых премий на 10,5% на фоне значительного – на 32,5% – снижения страховых выплат. Отчиталось АРРФР также и за итоги вверенных ему рынка ценных бумаг и микрофинансовой деятельности наряду с защитой прав потребителей финансовых услуг.
Все остальные сегменты финансового рынка страны, как уже отмечалось, находятся вне сферы контроля финрегулятора, поэтому, говорить о единой его картине, доступной и понятной среднестатистическому казахстанцу, по-прежнему, увы, не приходится.