Суббота, 13 апреля 2019 12:17

Кому Шамши Калдаяков посвятил «Цыганскую серенаду»? Избранное

Автор

В Алматы прошел вечер памяти короля казахских вальсов Шамши Калдаякова, еще раз подтвердивший, что короля казахских вальсов и автора музыки Государственного гимна обошла «короткая память».

Его «мошные» песни

Его творчеством увлекались и члены Политбюро ЦК компартии Казахстана во главе с Динмухаммедом Кунаевым, и рядовые чабаны на далеком джайляу. А он был доверчив, чуть наивен, простодушен, неизменно доброжелателен и очень честен. Как вспоминают современники, никто из них ни разу не слышал от Шамши порицающих слов в чей-то адрес. Зато радость выражал по-детски открыто. «Написал мошную песню», - говорил он в таких случаях.

Музыку Шамши сочинял в самых разных жанрах. Помимо вальса, это танго, марш, фокстрот. Одну из самых своих культовых песен - «Менің Қазақстаным» - на слова 21-летнего поэта Жумекена Нажимеденова он написал, когда ему было 26 лет. 11 января 2006 года эта песня впервые зазвучала в качестве Государственного гимна страны под сводами столичной резиденции Президента Казахстана “Акорда”.

Но какими бы ни были разножанровыми ни были песни Шамши, все они носят лирический характер, поэтому-то они и западали в душу и исполнителей, и слушателей.

Вот, как, к примеру, родилась знаменитая песня «Бахыт кушагында» – «В объятиях счастья» на слова Туманбая Молдагалиева. Последний работал в то время старшим редактором отдела поэзии издательства «Жазушы». Придя как-то на работу, он увидел расхаживающего по коридору Шамши Калдаякова. Композитор сказал, что у него есть хорошая мелодия, и попросил написать слова к уже готовой мелодии, смысл которой был примерно таким – молодежь на танцах.

- Я был в то время сам еще молод, и мы с женой частенько захаживали на танцы в КазГУ, поэтому мне не составило труда за несколько минут изложить на бумаге те волнующие чувства, которые испытываешь в зале, где звучит музыка, а кругом так много молодых красивых лиц, - вспоминал поэт. - Стихи, где есть такие слова «Давай потанцуем еще, не уходи от меня…», Шамши до того понравились, что он не стал дожидаться, когда ему их напечатают, а сразу положил рукописный текст в карман: «А то вдруг кто-нибудь перехватит». Через некоторое время перезвонил: «Приезжай на радио, нашу с тобой песню будет исполнять сам Ришат Абдуллин». «Бахыт кушагында» в исполнении народного артиста СССР была великолепна. Шамши был доволен! Он радовался, как ребенок. Я, конечно, не разделял его восторгов, считая ту песню обычной халтурой, но когда однажды пошел провожать друга на железнодорожный вокзал, то был потрясен: со всех динамиков неслась «Бахыт кушагында», а молодежь под нее танцевала прямо на перроне!

Эту песню Шамши посвятил своей супруге – Жамиле Калдаяковой, очень увлекающейся танцами.

- Когда мы познакомились, он сказал, что сочинит для меня «самую чинную свою песню». Но родилась она, когда мы уже поженились, и у нас уже рос сын, - говорит Жамиля-апай. И называлась эта песня поначалу не «Бахыт кушагында», а «Алгашкы махаббат» - «Первая любовь».

Где ты, цыганка Изольда?

Его имя настолько популярно в народе, что все, что связано с ним, мгновенно становится брендом. Драматург Исраил Сапарбаев написал одноименную пьесу по мотивам песни Калдаякова «Цыганская серенада», а режиссер Есмухан Обаев поставил на сцене Театра имени Ауэзова мюзикл по этому произведению.

Вокруг этого спектакля очень много споров. Члены семьи композитора утверждают, что Шамши никогда не жил среди цыган. Большой поклонник творчества композитора, пишущий на музыкальные темы журналист Калдыбек Курманалиев не то что утверждает обратное, но вспоминает такой случай.

- Однажды мне позвонила женщина по имени Надежда, цыганка по национальности. Она сказала, что многие алматинские цыгане ходят на все творческие вечера Шамши, чтобы только услышать «Цыганскую серенаду». Обещая рассказывать о необычном факте, связанном с Шамшой, Надежда очень просила побывать меня у них в гостях. Я, естественно, не отказал ей в просьбе. Когда переступил порог ее дома, было чувство, что встречали не меня, а самого Шамши – столько было почета и уважения. А потом меня спросили: «А вы знаете, кому посвящена «Цыганская серенада»?». «Если судить по пьесе, то девушке-цыганке Изольде», - ответил я.

«Вот ее родная тетя», - показали мне на очень старую женщину. – Сейчас Изольда живет в Молдавии».

С того дня Курманалиев был одержим мечтой: на очередном творческом вечере Шамши, где, конечно же, будет звучать «Цыганская серенада», вывести на сцену ту, которая вдохновила композитора на этот маленький шедевр.

- Пока не получается, - с сожалением признается он. - Изольда поменяла место жительства, но я ее все равно найду. Всем, и мне тоже, интересно узнать, где же в этой песне имеет место красивая легенда, а где – истина. Шамши, если верить воспоминаниям его современников, действительно жил какие-то время среди цыган: как и всякий творческий человек, он хотел узнать как можно больше о жизни этого удивительно музыкального народа.

Он, как утверждают современники, был из тех людей, кто все свои песни писал сердцем. Посвящая их кому-то, Шамши дарил им частичку своей души. Многие герои его вальсов живут и здравствуют по сию пору. Один из них народный артист СССР Асанали Ашимов. Песня «Кыз сагыныш» посвящена истории его любви к Майре Аймановой, будущей жене.

Как вкус у смерти безупречен

А это история песни «Ан-ага», посвященной самому Шамши. В день смерти композитора, 29 февраля 1992 года, Калдыбек Курманалиев написал ее слова как дань уважения перед великим земляком и преклонение перед его теплым, греющим людей талантом. Родилась она в Шымкенте, в доме друга Шамши - Сугирали Сапаралиева.

- Идея написать на смерть композитора песню, кстати, принадлежала ему, - вспоминает журналист. - Наигрывая на гармони, Саке с тоской повторял: «О, Шамши, что же ты наделал?!», и все пытался сочинить траурную мелодию.

- В какой-то момент я вмешался: «Саке, если вы не против, можно это сделаю я?», - вспоминает Калдыбек. - Сыграйте без слов попурри из песен Шамши». И по мотивам мелодии короля казахского вальса я написал в тот грустный вечер новую песню. Я не поэт, но чтобы не забыть мелодию, накидал дежурный вариант текста песни «Ан-ага». Прилетев на следующее утро в Алматы, отдал их поэту Ибрагиму Исаеву.

Первое исполнение этой песни состоялось в том же году в Шымкенте на фестивале имени Шамши Калдаякова. Там прозвучало около 49 песен, посвященных ему. Сейчас этот фестиваль стал ежегодным, количество песен о Шамши перевалило за сто, но он неизменно открывается песней «Ан-ага», хотя в том далеком 1992 году она не получила даже призового места.

- Одна интересная деталь. Эту песню я написал, когда мне было 26, а Шамши в этом же возрасте написал «Менiн Казакстаным», ставшую впоследствии гимном Республики Казахстан, - говорит собеседник. - То, о чем я мечтал при жизни Шамши, - организовывать его творческие вечера, осуществилось после его смерти. Регулярно, начиная с 1992 года, в Алматы – ежегодно, по республике – по мере возможности, провожу их. Они настолько популярны, что пошел слух: дескать Курманалиев делает на этом бизнес. Что ответить на это? Пока полученных средств хватает только на то, чтобы выпускать журнал «Шамши». Выходит он с 2008 года, я планирую выпускать его до юбилейного 2030 года: в том году Шамши будет сто лет.

... Самый популярный в народе композитор так и не стал при жизни членом Союза композиторов. В 1956 году, окончив два курса Ташкентского музыкального училища (к этому моменту у него за плечами был зооветеринарный техникум, работа в колхозе, армейская служба на Дальнем Востоке) поступил в Алматинскую консерваторию им. Курмангазы, но дальше второго курса не продвинулся. Он вдохновенно сочинял одну песню за другой, подрабатывал художественным редактором на Казрадио. Единственное, на что у него не хватало времени – регулярно посещать занятия, и его время от времени отчисляли из консерватории за пропуски. Несколько раз восстанавливался, но, увы, стать примерным студентом ему было не суждено. В перерывах между изгнаниями Шамши успел окончить два курса факультета журналистики КазГУ, куда ему помогли поступить поклонники.

Его, которого знал и любил весь Казахстан, Москва трижды не утверждала на звание члена Союза композиторов Казахстана. Чтобы стать членом Союза композиторов, нужно было получить не только признание народа (это - в последнюю очередь), но и окончить консерваторию, в последующие два года сочинить крупную ораторию или кантату, написать музыку к одноактной опере или балету. Звание Шамши дали только после смерти – уже в годы независимости. Так же запоздало, хотя при жизни ему и было присвоено звание народного артиста республики.

- Мне кажется, он очень переживал, что, имея огромную популярность в народе, не добился официального признания, - вспоминал один из его близких друзей, народный артист республики Мынжасар Мангытаев. - Однажды рано утром я включил радио и услышал, что Калдаякову присвоено звание народного артиста республики. Быстро одевшись, я побежал в совминовскую больницу, где в то время находился Шамши. Услышав радостную весть, он не плакал, но мне показалось, что слеза готова вот-вот скатиться по щеке. Помолчав с минуту, мой друг чуть слышно произнес: «Неужели наше правительство перестало бы существовать, если бы это звание дали чуть пораньше?». Через несколько дней Шамши не стало…

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 491 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика