Понедельник, 17 сентября 2018 10:46

Почему распалась империя Чингисхана? Избранное

Автор

Во всем мире не иссякает интерес к личности основателя Великой империи монголов - Чингисхана. Казахстан – не исключение. Ведь Джучи, его старший сын, является основателем казахской ветви чингизидов. Непременные участники всех проходящих в Казахстане форумов номадоведов, российские историки-номадоведы Николай Крадин и Татьяна Скрынникова в совместно написанном ими историческом бестселлере – «Теорема Чингисхана. Опыт средневековой цивилизации» - попытались ответить на главный вопрос, который волнует всех без исключения любителей истории: как и почему из небольшого кочевого народа возникла трансконтинентальная империя? Помимо объективных факторов (разнообразные глобальные климатические изменения, воинственная природа кочевников, перенаселенность степи, необходимость пополнять скотоводческую экономику посредством набегов на более стабильные земледельческие общества, нежелание оседлых народов торговать с номадами и прочее), этому, по их мнению, способствовали и личные человеческие качества великого завоевателя. Среди них - щедрость, верность в любви и дружбе.

Верность дружбе…

- Непосредственными причинами создания кочевых империй могли быть разные факторы, - говорит специалист по кочевниковедению, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Николай Крадин. - Однако как бы ни складывались условия для возникновения государственности, если бы во главе общества не находился человек, способный правильно распорядиться доставшейся ему властью, то качественные преобразования в структуре общественной жизни не произошли бы. При наличии различных внешнеполитических предпосылок – подъем соседней земледельческой цивилизации, расширение международной торговли, экологические стрессы и прочее – личные качества правителя являлись важным структурным фактором возникновения степных империи. И хотя этот фактор считается ненаучным объяснением исторических процессов, однако все известные историкам основатели крупных держав номадов описываются в источниках как правители с жестким, автократическим стилем правления. Кочевники, имея такого лидера, объединялись в единые конфедерации.

Что касается Чингисхана, то в его биографии слишком много было брошено на колесо фортуны, но судьба благоволила к нему. Неизвестно, какой бы предстала перед нами история мира в XIII веке, если бы Чингисхан, например, погиб от меткой стрелы своего будущего верного нукера Джэбэ (собственное имя Джиргоадай). История его появления на службе у Тэмуджина в «Сокровенном сказании монголов» описана так: во время битвы с тайджиутами в урочище Койтэн (1201 год) будущий «сотрясатель Вселенной» был ранен. Оправившись от раны, монгольский хан спросил у пленных тайджиутов (скрывая факт своего ранения): «Не знаете ли, кто это прострелил тогда шейный позвонок моему беломордому саврасому боевому коню?» На что Джиргоадай смело ответил: «Это я стрелял с горы! Если хан повелит казнить меня, то останется от меня только мокрое место в ладонь. Если же хан на то соизволит, то… послужу ему». Тэмуджину понравились честность и бесстрашие меткого стрелка. С этого момента и началась стремительная карьера одного из лучших полководцев Тэмуджина-Чингисхана. Сам никогда не предавая соратников, Чингисхан ненавидел предателей. Дружбу с людьми, которые ему помогали, он пронес через всю жизнь.

…Судьба в лице мировой истории в отношении Чингисхана распорядилась так, а не иначе. Окажись на его месте какой-то другой вождь из племени татар, кереитов или найманов, то, как сказал историк Владимир Хрусталев, «имя Чингисхана было бы известно историкам, но не Истории, как можно видеть на примере Тамерлана, который завоевал большую территорию, чем Чингисхан, но бОльшая ее часть была утрачена после его смерти».

Николай Крадин

… И любимой женщине

То, что приписывали Чингисхану европейские историографы, арабские и персидские историки средневековья, вылилось в тот жестокий образ, с которым мы чаще всего имеем дело: Чингисхана оценивали не иначе как разрушителя цивилизации. Николай Крадин и Татьяна Скрынникова постарались объективно подойти к этой фигуре: не преувеличивая, не приукрашивая и не очерняя ее: они представляют его человеком, который обладал целостной системой личностных качеств.

- Чингисхан не был жестоким дикарем и варваром, - утверждает Николай Крадин. - Одни из современников его боготворили, другие ненавидели, но то, что это была незаурядная личность, очевидно для всех. Достаточно противоречивый, он метался в жизни, но у него был ряд качеств, которыми стоит восхищаться. Под маской сурового воина покоритель мира скрывал чувства, которые не чужды каждому из нас. Как отражено в источниках, он переживал гибель друзей и уход близких. Покоряет его искренняя любовь и преданность Борте - своей первой жене. Нет, он не был однолюбом. У него было много жен и наложниц - в общей сложности свыше 500 женщин прошли через его жизнь. Он мог бы просто бросить Борте, после того как она попала в плен к меркитам, где подверглась насилию (когда же он ее наконец вызволил, то Борте была уже не одна: вскоре на свет появился Джучи). Этот сюжет – переживания Чингисхана, что он не смог защитить любимую - очень хорошо подчеркнул Сергей Бодров-старший в своем фильме «Монгол». По сути, это картина не о Чингисхане, а о любви. В ней, конечно же, много вымысла, но надо признать, что мифы иногда бывают убедительнее, чем настоящая история, так как они помогают увидеть не просто яркую историческую личность, но человека в первую очередь. Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт и мыслитель, философски заметил некогда по этому поводу - «над вымыслом слезами обольюсь».

Ему, мальчику из бедной семьи, преодолеть все невзгоды и стать покорителем половины Евразии, помогла не только стойкость характера. Одна из важнейших составляющих, приведших великого полководца к этому, была щедрость. В степном обществе много зависит от того, как хан будет раздавать подарки. Можно иметь в подданстве 50 тысяч кибиток только тогда, когда делаешь то, чего хотят их обитатели. В противном случае можно было лишиться и подданных, и головы. Чингисхан эту систему очень четко усвоил и неукоснительно ей следовал. Щедрость в раздаче подарков привлекала к нему все больше и больше сторонников. Но к этому сюжету многие исследователи подходили почему-то не очень внимательно. Сегодня на основе современных теоретических достижений социальной, политической и исторической антропологии нам удалось его (сюжет) раскрутить. Раздачи подарков хорошо отражены в письменных источниках. В частности, они многократно упомянуты в сочинениях европейских путешественников. Один из них писал: «Этот царевич Тэмуджин снимает одетую на себя одежду и отдает ее, слезая с лошади, на которой сидит. Он - тот человек, который мог бы заботиться об области, печься о войске и хорошо содержать улус».

Массовыми раздачами подарков занимались и ближайшие потомки Чингисхана. При этом демонстрировалось презрительное отношение к богатству. Есть такой хрестоматийный пример. Внук Чингисхана, хан Хулагу, пытался заставить плененного халифа есть золото из сокровищниц Багдада. На возражение последнего, что золото несъедобно, хан в гневе воскликнул: «Почему ты тогда это копил, а не отдавал своим воинам?!»

Средневековые интернет и кредитные карты

- В своей книге вы отразили этническую историю монголов, исходя, как вы пишете, из «теории конструктивизма». В чем состоит ее смысл?

- В том, что этносы и этнические группы сначала создаются в виде конструкта или идеи, и только потом появляется собственно народ. Кстати, многие народы были созданы, исходя из политических программ. Например, на территории Азербайджана до переписи конца 20-х годов прошлого века не существовало такого народа как азербайджанцы. Но когда товарищ Сталин сказал, зачем так много племенных групп, нужно записать всех вместе, появился конструкт единого народа Азербайджана. Точно такая же ситуация была и в Монголии. До Чингисхана монголов не существовало. Он, объединив многочисленные тюркские племена, создал единый народ, живущий в едином этническом пространстве, и дал ему имя - монголы.

Монголы способствовали также распространению и проникновению на территорию Евразии различных религий. В самом выигрышном положении оказался ислам. Возможно, это было обусловлено определенной предрасположенностью кочевников именно к ней: ислам – это религия воинов и торговцев.

Следствием масштабного культурного обмена стало и визуальное расширение горизонтов Евразии и развитие картографии. В какой-то степени это подтолкнуло европейцев к поискам новых морских путей в Индию и привело впоследствии к великим географическим открытиям.

Важный вклад внесли монголы в развитие языкознания. Империя была многонациональной державой, и монголы использовали различные языки для управления завоеванными территориями. Они создали специальные школы для подготовки переводчиков, стимулировали появление многоязычных словарей. Последние стали появляться в XIII-XIV веках в разных странах, связанных торговлей по Великому Шелковому пути – от Китая до Европы. Это - не говоря уже о многочисленных языковых заимствованиях монгольских слов в различных языках и стимулированных монголами языковых взаимодействиях. Только в русский язык посредством контакта с кочевниками вошли такие общеизвестные слова как аргамак, базар, деньги, казна, таможня, табун, ямщик и многие другие.

Есть момент, связанный с общеисторическим процессом. Дело в том, что именно во времена Чингисхана впервые запад и восток оказались объединенными в единое макроэкономическое пространство. Между разными частями света завязались контакты. Это была так называемая средневековая глобализация. В период правления сыновей великого завоевателя эти процессы сложились окончательно. Культурный обмен между западом и востоком был настолько мощным, что многие идеи не только шли из арабского мира в Китай, а оттуда обратно и плюс еще на запад, но и привели к тому, что появились совершенно новые формы культуры и стилей жизни. К примеру, аналоги современных кредитных карточек были сформированы именно в тот период. Многие купцы не брали с собой наличных денег. Поскольку это было опасно, их заменяли расписки-векселя. Приезжая в страну назначения, купцы по ним получали деньги и покупали товар. Идея единой валюты тоже была придумана монголами. В каждой из завоеванных ими стран существовали свои денежные системы. И тогда они для сбора налогов придумали некий виртуальный слиток серебра, в который переводили все собранные деньги. Таких сюжетов в Монгольской империи можно найти немало.

- Что же способствовало концу столь могущественной империи?

- У любой медали есть и оборотная сторона. Самое печальным во всем этом является то, что причиной конца империи стала сложившаяся между западом и востоком крупномасштабная система человеческих коммуникации. Да, монголы способствовали первой в истории человечества глобализации. Гонцы, воины, торговцы, дипломаты перемещались с одного конца этой сети к другому, связывая между собой Китай, Среднюю Азию, Ирак, торговые фактории Причерноморья и католическую Европу. С эпидемиологической точки зрения, это имело одно роковое последствие: чума, которая появилась в Китае в 1331 году, меньше, чем через 20 лет дошла до Европы. И все крупные цивилизации фактически рухнули. Связанные торговлей города потеряли от трети до половины населения в течение нескольких лет. В результате процессов восстановления в Европе местные центры власти переместились на север (из Италии в бывшие периферийные зоны – такие, например, как Англия). На Среднем Востоке чума привела к кризису, последствия которого не удалось смягчить даже после восстановления численности населения.

В наши дни, когда средства коммуникации позволяют связываться с другим полушарием Земли в считанные секунды, а расстояние между континентами измеряются несколькими часами полета, этот вопрос приобрел особенную актуальность. Поэтому мы с моим соавтором и коллегой Татьяной Дмитриевной Скрынниковой и заканчиваем свою книгу словами: «Помня о той далекой эпохе, когда копыта коней монгольских воинов топтали Евразию, мы должны усвоить главный урок, который следует извлечь человечеству из истории монгольской эпохи - «как хрупок наш человеческий мир, и как легко он может быть разрушен собственными руками».

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 535 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика