Пятница, 07 сентября 2018 11:38

Традиция казахской взаимопомощи — Сыбаға беру Избранное

Автор

У казахов сложилось особое, священное отношение к пище. Даже уважение к старшим и родственникам демонстрировалось в том числе через провизию. Благодаря этому появилась традиция «Сыбаға беру», пишет портал 365 Info.kz.

Мудрая пословица, которая возникла во времена джутов (падеж скота) и голодомора, гласит: «Нанға қолың жетпесе, құранның үстіне тұрып алуға болады, бірақ құранды алу үшін нанның үстіне тұруға болмайды» — Чтобы достать хлеб, можно становиться на Коран, но нельзя становиться на хлеб, чтобы взять Коран.

Казахи пекли круглый хлеб, символизирующий солнце. Класть что-либо поверх хлеба было строго запрещено, выбрасывать его остатки было нельзя. Разламывать хлеб одной рукой считалось верхом неприличия.

Женщинам запрещалось готовить еду с непокрытой головой: волосы должны были быть закрыты кимешеком или орамалом (платком).

Также свято относились к молочным продуктам. Великий ученый Чокан Уалиханов в исследований «Тенгри» писал:

«Если молоко случайно прольется на землю, нужно смочить в пролитом молоке пальцы и поклониться духам во избежание их гнева, после чего место, куда пролилось молоко, следует засыпать землей».

Правила для детей и молодежи

Большой знаток казахского этикета, ученый Ш. Тохтабаева пишет:

«Неприличным считалось принимать пищу вне помещения, а также на ходу, стоя или лежа. В казахском обществе существовало немало народных примет на эту тему. Считалось, что если рассыплешь муку, ссоры не миновать, а если соль — в дом придут неприятности. Существовали различные правила приема пищи, которые родители прививали своим детям с малых лет. Считалось, что неумеренность ребенка в еде предвещает голод. Существовали правила приема пищи и для молодежи: им возбранялось есть головы животных, пока живы их родители».

Исследователь казахского уклада жизни А. И. Левшин писал:

«Соли ко всякой пище употребляют очень мало. Дичины почти не стреляют, рыбой питаются бедные»

Поделись с ближним своим

У казахов очень сильны родственные отношения. Уважение к старшим и родным демонстрировалось даже через пищу. Благодаря этому сложилась традиция «Сыбаға беру» (выделение доли) — отдавать часть заколотого коня или барана близким родственникам, преимущественно старшего возраста.

Этот обычай, как справедливо считает Ш. Тохтабаева, взаимосвязан с традицией родственной взаимопомощи.

Исследователь казахских традиций и обычаев Сеит Кенжеахметулы писал, что у народа существовало несколько видов «Сыбаға беру»:

«Су сыбаға (водяная доля) — выделяется при ловле рыбы. Обычно это делается при большом улове. Жители близлежащего аула могут поздравить с удачным уловом, тогда их нужно одарить его частью».

Өлі сыбаға (мертвая доля) дается пожилым, вдовам и сиротам.

Қара сыбаға (траурная доля) — это часть мяса, которую передавали семьям, где недавно прошли похороны».

Традиция в литературе

Традицию «Сыбаға» замечательно описал Мухтар Ауэзов в романе-эпопее «Абай жолы» (Путь Абая). В романе слово сыбаға переведено как «угощение»:

«…Кунанбай целый день не сходил с коня, объезжая всю местность. Вернулся он в аул только к сумеркам и подъехал прямо к юрте своей старшей жены Кунке.

Сегодня здесь собрались только женщины: матери Кунанбая – жены его умершего отца, жены его дядей и другая женская родня двух поколений. Их аулы – числом около двадцати – давно уже выделились из общего хозяйства и кочевали отдельно. Все они приехали в гости и привезли полагающееся по обычаю угощение.

Два раза в год женщины этих аулов приносят такое угощение в юрты Кунанбая. Первый раз – когда его аулы прикочевывают на весеннее пастбище; после долгой разлуки женщины, соскучившись на отдаленных друг от друга зимовьях, спешат побывать везде, начиная с Большой юрты, где живет Зере.

Второй раз они собираются осенью, перед разлукой.

Как только в дверь, почтительно откинутой Майбасаром, появилась внушительная фигура Кунанбая, смех и шумная болтовня женщин мгновенно смолкли.

Мужчины сели. Обратиться к Кунанбаю осмелилась одна Таншолпан, вторая жена его отца, считавшаяся старшей после Зере:

– Сын мой дорогой, твои матери и старшие невестки принесли угощение. Теперь мы собираемся расходиться. А твоей старой матери приношение уже сделано. Мы угощаем не Кунке, а тебя: ты молод, но уже стал нашим главою.

Завтра мы разъедемся по зимовьям, до весны нам придется просидеть, как в норах. Такова уж женская доля…

Пусть мое угощение будет добрым пожеланием тебе до будущего года и молитвой о твоем счастье, сын наш!

Кунанбай взглянул на нее, кивнул головой и ответил после недолгого молчания:

– Ты сказала «Мы разъедемся по зимовьям»? А что если не будем разъезжаться? Как бы не пришлось вам принести угощение еще раз.

Он многозначительно усмехнулся. Женщины поспешили подхватить его смех».

Традиция «Сыбаға беру» не забыта казахами и в нынешнее время.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 30 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика