Пятница, 24 августа 2018 09:52

Советский Казахстан: репрессии помнить нужно, но и успехи не забывать, — социолог Избранное

Автор

Рассматривать советский период следует объективно. Нельзя помнить только плохое и забывать о хорошем, равно как и наоборот.

До сих пор в оценке советского времени сограждане бросаются из крайности в крайность, считает социолог Есет Есенгараев. Друг друга они не просто не понимают, а не хотят понимать. И это серьезное препятствие для дальнейшего развития, написал он на своей странице в Facebook, сообщает портал 365 Info.kz.

Позиции разные, последствия одинаковые

Когда СССР распался, общества в постсоветских странах тоже разделились, пишет Есенгараев. С тех пор большинство советских людей делятся на две группы, которые однако являются частями одного «антагонистическо-симбиотического образования». Одна часть этого образования живет иллюзией, что нужно и можно возродить СССР, а другая — что необходимо как можно скорее пройти путь десоветизации.

Вести какой-то диалог с теми, кто считает возможным возрождение СССР, Есенгараев считает невозможным.

— Это люди, которые уперто считают, что развал СССР был следствием «предательства верхов», «заговора западных стран во главе с США», «гипнотизирования советских людей западной пропагандой». Они не могут увидеть более глубокие причины, — характеризует этот лагерь эксперт.

Но противоположный лагерь, по его мнению, ничуть не лучше.

— Там считают, что главная наша проблема — десоветизация. Надо отметить, что те, кто за нее выступает, это более образованная часть людей. Но они также сохранили многие черты советского народа, особенно его логику.

Однако при всех особенностях отдельно взятого антикоммуниста есть одна объединяющая их черта — это отрицание позитивного в советском опыте.

— Если оно и допускается, то полностью перевешивается его негативными чертами. При этом советскому прошлому противопоставляется светлое будущее, которое обязательно возникнет, как только мы освободимся от всего советского, — указывает Есенгараев.

В чем мы преуспели, чтобы свысока смотреть на прошлое?

Социолог утверждает, что даже родившиеся уже после советского времени сограждане все-таки несут в себе советские черты.

«Кто скажет, что он полностью ресоциализировался и избавился от всего советского?» Но вопрос, по его мнению, даже не в этом. Главный вопрос — «стоит ли отказываться от всего советского»? Между прочим материального наследства это тоже касается.

— А как быть с тем, что абсолютное большинство живет в советских домах?

И значительная часть в городах, которых не было в досоветское время? А как относиться к тому, что основа постсоветской промышленности и инфраструктуры также построена в при Союзе? Или это все появилось независимо от советской системы? В чем мы так преуспели, чтобы так пренебрежительно отказываться от советского прошлого, от всего его наследия? — задался он вопросом.

Есенгараев сетует, что второй лагерь не желает признавать, что в советском периоде «были и достижения, плодами которых мы до сих пор пользуемся».

— Поэтому редукционизм, который ставит знак равенства между репрессиями и советским прошлым, ложен не только теоретически. Такая позиция является ущербной и с этической точки зрения. Ведь нельзя пользоваться плодами советского периода и заявлять о необходимости полной и скорейшей десоветсизации, — считает он.

Наследники большевистского нигилизма

Социолог говорит, что эта позиция аморальна и по отношению к старшим поколениям. Потому что именно их трудом построены основы сегодняшнего благополучия.

— Те, кто выступает за максимальную и скорейшую десоветизацию, не считают, что мыслят в худших проявлениях советской ментальности. Наоборот, они верят, что давно достигли просветления, позволившего им обрести совершенное понимание мира и себя. Однако они остаются наследниками большевистского нигилизма, утратив свойственную им энергию и продуктивность, — заявил Есенгараев.

Чтобы развиваться, надо перестать бездумно ругать историю. Как ни парадоксально, но десоветизация требует более широкого взгляда на прошлое именно от ее сторонников, считает социолог.

— Им надо очень серьезно поработать над своим теоретическим развитием. Но если они преуспеют, то обретут более взвешенный взгляд на свое советское прошлое и станут более самокритичными. Помня репрессии и ограниченность советского режима, они будут помнить и достижения советского периода. Помнить, что они до сих пор ими пользуются, — пишет он.

Кроме того, по мнению социолога, общество не сможет развиваться, пока не будет оценивать прошлое объективно, а не с позиций только одного из двух упомянутых лагерей.

— Отношение постсоветских людей к своему советскому прошлому свидетельствует, что без приобщения к сложной современной теории никакие технические новинки не могут изменить народ, одна часть которого все еще обречена на бездумную ностальгию, а другая — на такое же бездумное отрицание своего прошлого, — резюмировал он.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 33 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика