Суббота, 03 марта 2018 12:43

Ученые открыли геном, который меняет взгляд на историю Казахстана Избранное

Автор

Казахи были не первыми, кто приручил лошадь — таков новый тезис генетиков из Дании. Но его можно оспорить. сообщает портал 365 Info

Древний геном вернул в исходную точку X

Авторитетнейший научный журнал Science опубликовал результаты анализа генома древних лошадей из Казахстана. Выводы ошеломляют — современные лошади не являются потомками ботайских животных.

По утверждениям ученых из Дании, первыми приручили лошадь далеко не предки казахов, а лошадь Пржевальского — и вовсе одичавшая правнучка ботайской породы.

Генетика, ставящего под сомнения исторические факты (которые безо всякой науки знает каждый казахстанец), зовут Чарлин Гаунитц. Он работает в Центре геогенетики Музея истории природы Дании и руководит группой специалистов, представляющих различные дисциплины.

Цель ученых – установить генетическое родство между современными и древними домашними лошадьми, а также с лошадьми Пржевальского. Найденный ими древний геном вернул вопрос одомашнивания лошади в отправную точку.

Для этого они проанализировали геномы 42 древних лошадей, собранных по всей Евразии. Затем сравнили свои данные с уже существующими базами геномов 18 древних лошадей и 28 современных.

Результаты удивили:

У современных домашних лошадей есть свой собственный генетический кластер, который отличается от генетики ботайских.

Ботайцы — предки другой древней одомашненной породы Борлы-4.

Борлы-4 — предки лошади Пржевальского.

Выходит, лошади Пржевальского не последние на планете дикие лошади. Они одичавшие правнучки одомашненной ботайской породы.

Когда и где человек впервые приручил лошадь?

Долгое время археологические и генетические свидетельства при ответе на этот вопрос указывали на степи Центральной Азии.

Раскопки Ботайской культуры на территории современного Казахстана «выдали на-гора» образцы ДНК древних людей и лошадей. По результатам их изучения было установлено, что носители ботайской культуры оседлали лошадь больше 5 000 лет назад

В настоящее время в Центральной Азии сохранились дикие популяции лошади Пржевальского – редкой и сохранившей исконную чистоту породы этого благородного существа.

Лошадь Пржевальского находится на грани исчезновения, поэтому ученые забили тревогу и серьезно занялись проблемой.

Специалисты отлавливали животных, способствовали их размножению, а затем выпускали в дикую природу, предварительно собрав всевозможные образцы, пригодные для анализа генома.

Но как показали последние исследования, современные лошади имеют общего предка с лошадью Пржевальского, но не являются его прямыми потомками

— Это поистине захватывающая новая находка, — говорит Оливер Райдер, специалист, который исследует геномы лошади Пржевальского.

В природе уже встречались такие прецеденты, например, американские мустанги — дикие потомки домашних лошадей, которых привезли с собой на территорию современных США белые колонисты.

Совершенна ли современная генетика?

Несмотря на результаты и выводы датских ученых, возникают вопросы, например, о современных домашних лошадях, которые «имеют свой отдельный от ботайского генетический кластер».

Современные скакуны, как гласит наука, практически все родственны и чистокровных среди них не встречается. Но на наш взгляд, это не исключает родства сегодняшних животных с ботайцами. Вполне возможно, что их ген растворился среди прочих мутаций, а современная генетика пока не в состоянии сделать заключительную степень анализа и уйти далеко вглубь времен, чтобы отсечь все мутные примеси.

Представим, что лошадь была где-то приручена, а затем на протяжении какого-то временного исторического отрезка ее потомки ассимилировались с ботайской породой.

В таком случае возникает резонный вопрос — когда, где и какая культура дала тот самый главный геном?

Евразия – это гигантская территория и «белых» археологических пятен здесь еще неисчислимое количество. И где-то там в далеких пластах лежат те самые древние кости, которые когда-то прольют свет на истину…

Но для нас, без всякого сомнения, роль кочевников неоспорима. В то древнее время великие предки казахов не знали границ и кочевали там, где считали необходимым.

Допустим, что на большой территории от Сибири до Дуная жили не ботайцы, а представители афанасьевской культуры, синташта, да кто угодно. Но это были наши предки, которые жили тысячи лет назад.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале