Пятница, 09 февраля 2018 14:57

Абай и Михаэлис: дружба близких по духу Избранное

Автор

В этом году исполняется 177 лет со дня рождения великого сына русского народа, выдающегося мыслителя, просветителя, географа-этнографа Евгения Михаэлиса. Он занял достойное место в истории казахского народа и вложил немало труда в изучение восточного региона. Он является исторической личностью, ставшей своеобразным мостом для сближения русской и казахской культур, сочетавший свою жизнь с казахской землей, пишет пресс клуб "Содружество"

Евгений Михаэлис родился в 1841 году в городе Санкт-Петербург. С малых лет он был способным к учебе и внес свой вклад как прогрессивный мыслитель русского народа. Со студенческих лет он попадает под полицейский надзор как лидер общественных движений. Впоследствии, в 1869 году Михаэлиса депортируют в Семипалатинск. После прибытия Михаэлис устраивается на работу в управлении статистики в качестве помощника делопроизводителя. С этого времени научная, просветительская деятельность Михаэлиса начала развиваться в прочном контакте с Казахстаном.

В это время великий казахский мыслитель Абай знакомится с близкими по духу русскими друзьями. Его активная деятельность начинается в период политической депортации русских просветителей-интеллигентов в казахскую землю.

Во второй половине XIX века одним из первых прибыл в город Семипалатинск великий русский писатель Федор Достоевский. С 1870 года началась следующая волна переселения. В то время в составе общественных организаций, восставших против царского самодержавия, была прогрессивная российская интеллигенция в лице студентов Петербургского университета. Политические репрессии обрушились на представителей национальной интеллигенции. Об этом ученый-абаевед Асан Омаров дает подробные разъяснения по поводу депортации в своей книге «Абай: нераскрытые тайны».

«В 1861-1876 годах в России были секретные организации под названием «Земля и Воля» и «Народная воля». В эти политические движения были вовлечены студенты, одержимые идеей сохранения прав простого народа. Импульсивная молодежь намеревалась свергнуть царскую власть. Вот поэтому они подверглись преследованию и были депортированы», – говорит исследователь.

В числе прибывших в Семипалатинск в 1870 году представителей российской интеллигенции были такие, как Е.П. Михаэлис, члены «Народной воли» Н. Долгополов, С. Гросс, А. Блэк, П. Лобановский, Н. Коншин. Таким образом, с начала 1870 года количество русских друзей Абая в Семипалатинске значительно увеличились. В том числе, взаимоотношения между Евгением Михаэлисом и Абаем Кунанбайулы перешли в прочную дружбу, и общие духовные ценности сблизили их в качестве учителя и ученика.

В 1883 году в центре Семипалатинска была открыта первая новая библиотека. Его организаторы – друзья великого Абая, представители российской интеллигенции, сосланные в казахскую землю Лентьев А.А., Долгополов Н.И., Лобановский П.Д., Северин, Гросс С. во главе с Михаэлисом Е.П.  Открытие первой библиотеки в Семипалатинске прочно связано с именем Абая. Потому что в этой библиотеке Абай очень часто задерживался до ночи. Михаэлис и Абай впервые встретились в этой библиотеке.

Первое знакомство Абая со своим близким другом Михаэлисом ученый-абаевед Асан Омаров в своих исследованиях описывает так:

«Когда Михаэлис пришел в библиотеку за нужной себе книгой там находился и Абай, который искал книгу Толстого. Михаэлису кажется странным, что степной казах интересуется этой книгой. Поэтому, когда он спрашивает у него «Зачем тебе Толстой?», Абай отвечает, что ищет себе подходящую книгу. После этого они вместе покидают библиотеку, продолжая беседовать друг с другом».

В числе сосланных русских интеллигентов Михаэлис был значимой персоной. Другие русские интеллигенты сгруппировались рядом с Михаэлисом.

«Он обладатель невероятного таланта, если бы его не репрессировали, его имя звучало бы рядом с Менделеевым, Тимирязевым, Сеченовым», – говорил русский литературный критик Николай Шелгунов.

Отношения между Абаем и Михаэлисом от встречи в библиотеке переросли в крепкую мужскую дружбу и стали важной ступенью на пути публикаций научных работ великого казахского мыслителя. Абай начал последовательно читать работы, которые советовал Михаэлис. Как мы все знаем, ХІХ век называется «золотым веком» русской литературы и культуры. Поэтому, депортированный русский интеллигент Михаэлис знакомил Абая с новостями жизни российской царской власти и лучшими произведениями русской литературы. Он рекомендовал изучать работы выдающихся ученых и западных просветителей, таких как Спенсер Г., Спиноза, Дарвин И., Дрепер. Таким образом, великий Абай не уставал повторять «Михаэлис – это тот, который открыл мои глаза на мир». С третьим источником, которым питался Абай – с русской культурой, он познакомился благодаря встрече с Евгением Михаэлисом. 

Михаэлис и Абай духовно сближаются, и они вместе осваивают русскую и западную литературу, и даже начинают свободно говорить на родных языках друг друга. В 1886 году по предложению Михаэлиса Абай был назначен полноправным членом Комитета статистики Семипалатинской области.

В эпопее Мухтара Ауезова «Путь Абая» биография Михаэлиса описана с помощью образа Михайлова. Великий писатель дает высокую оценку Михаэлису, говоря: «Его можно назвать благом, доставшимся народу».

Великий русский интеллигент трудился во благо казахского общества и в 1880 году был назначен членом Западно-Сибирского отдела Географического общества Российской империи. Работы Михаэлиса по исследованию Семипалатинской области были опубликованы в периодических печатных изданиях Географического общества Российской империи. В 1882 году Михаэлис по службе был переведен в город Усть-Каменогорск и до конца своей жизни занимается исследованием местных полезных ископаемых и климата, рассматривает вопросы гидрогеологии. Научно-исследовательские работы Евгения Михаэлиса были высоко оценены, и он был награжден медалью Российского Географического общества. В 1913 году он умер на казахской земле и похоронен в городе Усть-Каменогорске.

В заключении хочется сказать, что видный деятель русской и казахской культуры, исследователь казахской геологической науки, этнограф Михаэлис занимает особое место в казахской истории.

Алтынбек Кумырзакулы

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 89 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика