Среда, 06 ноября 2019 13:17

Почему красавица Раиса Мухамедьярова так редко снималась в кино? Избранное

Автор

Ранним утром 5 ноября не стало актрисы театра и кино Раисы Мухамедьяровой.

Раиса Мухамедьярова - заслуженная артистка КазССР и Республики Казахстан, член Союза кинематографистов СССР - родилась 11 июля 1939 года в селе Кокпекты Семипалатинской области. Снималась в фильмах "Меня зовут Кожа", "Песня зовет", "И в шутку, и всерьез", "У подножья Найзатас", "Однажды и на всю жизнь", "Человек-олень". До 2002 года играла в Казахском ТЮЗе им. Г. Мусрепова. С 1960 года была штатной актрисой киностудии «Казахфильм» им. Ш. Айманова.

Художественному руководителю Казахского музыкально-драматического театра имени Куанышбаева Талгату Теменову посчастливилось играть с Раисой Мухамедьяровой на одной сцене.

- Что я могу сказать о Раисе Мажитовне? – говорит он. - Великодушный человек, широкая душа, негласная королева красоты казахского кино, муза Габита Мусрепова. Впервые я увидел ее в роли учительницы Майкановой в фильме Абдуллы Карсакбаева «Меня зовут Кожа». Прошли годы, я стал студентом театрального факультета Алматинской консерватории имени Курмангазы. Иногда в числе других студентов участвовал в массовках на сцене Казахского ТЮЗа в спектаклях, где играла она. Когда на сцену выходила она, то в зале начиналось заметное оживление. Зрители не могли сдержать чувств: аплодировали, слышались восторженные возгласы. На кинофестивалях бывало то же самое: все мужчины и женщины сворачивали шеи вслед ей.

Когда я учился в Москве, в Алма-Ате, где оставалась семья, заболел сын. И именно она достала редкое лекарство для него. С тех пор мы часто общались. В 2002 году она навсегда ушла из театра. Вернее, ее «ушли». Став директором ТЮЗа имени Мусрепова, я пытался ее вернуть, но она гордая – не стала дважды входить в одну и ту же воду. Приходила почти на все на мои спектакли. Помню, как после «Соловьиной ночи» она, заплаканная, обнимала актрису, сыгравшую главную роль. К сожалению, ни в театре, ни в кино не смогли до конца раскрыть ее талант... Не верится. Неужели и красавицы умирают?!

- Мне было 9 лет, когда вышел фильм «Мальчик мой» с ее участием, - вспоминает журналист Сергей Лесковский. -   В те годы в нее было влюблено пол Казахстана, среди них я. Став журналистом, я хотел взять у Раисы Мажитовны интервью пару раз и все как-то не складывались, из-за чего я очень расстраивался. Однажды я даже приехал к ней домой, но актриса из-за непогоды не смогла вовремя вернуться с гор домой. Дверь открыла родственница, и я успел увидеть в гостиной портрет хозяйки дома кисти Гульфайрус Исмаиловой. Он, этот теперь уже знаменитый портрет, есть в каталоге художницы.

Когда я работал собкором «Ленинской смены в Восточном Казахстане, там проходили съемки «Человека-оленя» по одноименной повести Оралхана Бокеева. Однажды вечером мы с приятелем наткнулись на ярко освещенный торговый киоск. За прилавком стояла она, Раиса! Приятель, не заметив софитов и не узнав актрису, радостно встрепенулся: «Смотри, какая красоточка!»

К сожалению, в лучшие для любой актрисы годы она не так часто снималась. Однажды, когда я пришел в казахский ТЮЗ брать интервью у Амины Умурзаковой, то, увидев ее портрет на актерском стенде, спросил, почему же Раиса перестала появляться в кино? На что Амина-апай ответила, что «Раечка очень талантлива, но у нее пикантная красота». И в самом деле, экранизации на исторические или классические темы в то время почти не делали, а на роль тружениц заводов, фабрик и колхозных полей она со своей аристократической, утонченной внешностью не подходила.

Раиса Мухамедьярова ноябрь 2019

Однажды я ее встретил на алматинском Арбате. Она была уже в годах, но эта ее походка, прямая спина, полуулыбка (актриса видела, что ее узнают)...

… Ее горделивая царственная осанка и наднациональная красота до самой старости заставляли и мужчин, и женщин оглядываться вслед. В ее же жизни был только один мужчина – Габит Мусрепов. Он взял ее как крепость – «долгой осадой».

Сама актриса, вспоминая первую встречу с ним, рассказывала: «В здании Союза писателей в конце мая 1962 года там состоялся Второй съезд кинематографистов. Я жила в то время за городом, на квартире у одной казахфильмовской костюмерши, поэтому немножко опоздала – съезд уже начался. В молодости я была очень эффектная. И так уж получилось, что, когда я вошла в зал, все оглянулись в мою сторону, а человек, выступающий со сцены, замолчал. Я смутилась, стала торопливо искать свободное место. Кто-то сидящий у самого прохода, взяв меня за руку, усадил на свое место. В перерыве члены президиума проходили прямо рядом со мной. Габит Мусрепов задержал на мне долгий взгляд. Я не придала значения. Что тут такого? Я – женщина, он – мужчина. На следующий день, во время просмотра новых фильмов, мне захотелось пить. А в Союзе писателей не было в то время никаких буфетов, баров и кафе. Дежурная говорит: «Даже и не знаю, где здесь можно найти воду». И тут подходит Габит Мусрепов. А ведь он был хозяином в этом здании – секретарь Союза писателей Казахстана. Повел в свой кабинет, налил мне воду. Мы поговорили о чем-то незначительном, я поблагодарила и ушла. Но Габит Махмудович после этого не оставлял меня в покое...».

Режиссер-документалист Сергей Азимов снял об этих двоих одну из лучших своих картин.

Раиса Мухамедьярова и Габит Мусрепов

«Поздняя любовь классика» посвящена самому трагическому роману в жизни Габита Мусрепова: в 1962 году 60-летний классик встретил 23-летнюю актрису Раису Мухамедьярову. Восемь лет, что они были вместе, были годами отчаянной нежности (это проглядывает в письмах Габита Мусрепова к своей, как он ее называл, Каракыз, к своей «единственной Раечке»). Потом были упреки, взаимное недовольство, недоверие, подлившие масла в огонь людские пересуды… Разрыв был неминуем, несмотря на то, что у них росли две дочери – Гаухар и Гульнар….

Желающих взять интервью у Раисы Мухамедьяровой всегда было много, но она неизменно всем отказывала. Сергей Азимов шел к своему фильму, по его словам, долгих 10 лет. Раиса Мажитовна на просьбы снять картину о ее судьбе не говорила ни обнадеживающего «да», ни решительного «нет». Когда же режиссер пытался переговоры перевести в реальное русло, актриса замыкалась.

Сомнения не покидали ее даже тогда, когда она однажды осторожно произнесла: «Да».

Когда фильм, наконец, был снят, Азимов долго не мог приступить к монтажу.

- Нужно было, что бы материал отлежался, - говорит он. – Задумывая эту картину, я хотел реабилитировать те яркие, глубокие, но такие непростые чувства, что были между Раисой Мухамедьяровой и Габитом Мусреповым. Приступив же к съемкам, понял: не нужно брать на себя роль адвоката, надо просто рассказать о большом чувстве без фальши и умиления, но вместе с тем соблюдая деликатность и неся ответственность за каждое слово, что звучит в кадре.

Главными героями фильма, кроме самой Раисы Мухамедьяровой, стали письма Габита Мусрепова, которые за кадром читает актер Бахытжан Альпеисов. А кроме того, есть еще один невидимый герой. Имя ему – зависть. Те, кто не был способен, подобно Мусрепову, женившись на молоденькой актрисе, бросить вызов пуританскому обществу 60-х годов прошлого века, сделали все, чтобы писатель и актриса расстались. Он после нее доживал свои дни с женщиной, может быть, и хорошей, но такой обычной, а Раиса, так и осталась одна.

Как я могла после него быть с кем-то другим? – говорила она. – Ведь жизнь с ним, а потом расставание можно сравнить с тем, как сидя на спине могучего верблюда, я вдруг в одночасье свалилась в дорожную пыль.

Автор: Мерей Сугирбаева

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 104 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика