Вторник, 15 января 2019 13:34

Толеутай Рахимбеков: «Вернемся к нашим баранам!» Избранное

Автор

Овцеводство является одним из самых перспективных направлений для раскрытия экспортного потенциала сельского хозяйства Казахстана.

Во-первых, это идущая из глубины веков, традиционная для нашей страны, для нашего народа отрасль. Мы часто пишем и говорим «традиционная», воспринимаем это как аксиому и не задумываемся - почему? Действительно, почему?

А это уже, во-вторых. Суровые природно-климатические условия нашей страны, качество пастбищ предопределили выбор наших предков заниматься овцеводством, коневодством и верблюдоводством. По этим же причинам крупный рогатый скот никогда не был в числе приоритетов наших предков.

В-третьих, в мире растёт потребление баранины и, особенно, ягнятины, как низкохолестеринового мяса. Кроме того, их производство высокоприбыльно. Рентабельность достигает 300%. Это по данным российских учёных из ВНИИ овцеводства. И у нас, даже при скудном уровне господдержки, овцеводство развивается неплохими темпами. Не зря гласит мудрая казахская пословица: «Мал өсірсең қой өсір, пайдасы оның көл-көсір».

В-четвёртых, содержание овец несёт значительно меньше рисков, чем содержание крупного рогатого скота.

Надо сказать, что поголовье овец и коз в Казахстане в 1991 достигло почти 35 млн. голов. Самое минимальное было в 1998 году - 9,5 млн голов. По итогам 2017 года оно составило 18,3 млн. голов.

Наряду с мясом отрасль может давать овчину, каракульские смушки и шерсть (ланолин).

Но самая главная перспектива овцеводства в производстве и поставках на внутренний рынок и экспорт именно мяса, в первую очередь ягнятины.

Существующие рынки баранины в арабских странах имеют тенденцию дальнейшего расширения. Имеется потенциальная возможность существенного роста спроса на баранину и в Россию. С 2017 года появилась хорошая возможность экспортировать такое мясо и на огромный рынок Китая.

Но у овцеводства есть ряд системных проблем:

  1. Сезонный характер производства баранины. По этой причине Казахстан не в состоянии обеспечить ее круглогодичную стабильную поставку на экспорт в нужном объеме. Такая ситуация обусловлена с одной стороны особенностями сложившейся технологии производства, привязанной к природно-климатическим условиям страны, а с другой, моноэстричностью местных пород овец (охота к случке один раз в год -осенью).
  2. Несоответствие качества отечественной баранины потребностям внешних рынков (курдючность, низкий удельный вес мышечной массы, специфический запах и др.)
  3. Неразвитость инфраструктуры овцеводства (организация осеннего и зимнего окота, специализированный откорм ягнят, стригальные пункты, обводнение пастбищ).
  4. Неблагополучная эпизоотическая ситуация.
  5. Низкий уровень государственной поддержки овцеводства (на фоне КРС почти нулевой).

Для решения этих проблем необходимы следующие меры:

  1. Провести технологическую переориентацию овцеводства с целью устранения сезонности производства баранины. Для чего, в первую очередь, необходимо стимулировать переход овцеводческих хозяйств на проведение окотно-расплодной кампании в осенний и зимний периоды. Параллельно надо провести работу по породному преобразованию поголовья отечественных пород овец мясосального направления через прилития им крови полиэстричных животных (способных как КРС к круглогодичному воспроизводству) зарубежной селекции (дорпер, дорсет, романовская порода и др.).
  2. Для повышения качества баранины и решения проблем моноэстричности необходимо активизировать научно-исследовательскую работу в этих направлениях путем выделения грантов и дополнительных средств на целевое финансирование таких научных тем.
  3. Необходимо ввести новые целевые программы по льготному финансированию проектов по развитию производственной инфраструктуры овцеводства (строительство производственных помещений, овчарен для проведения осеннего и зимнего окота, специализированных откормплощадок, стригальных пунктов, обводнение пастбищ, создание кормовой базы и т.д.).
  4. Усилить ветеринарное обслуживание овцеводства путем полного охвата ветеринарно-профилактическими мероприятиями все овцепоголовье в соответствии с ветеринарными нормативами и с учетом эпизоотической ситуации местности, обеспечив их полное финансирование. Здесь, в первую очередь, надо обратить особое внимание на вопросы профилактики и борьбы с бруцеллезом МРС(2-х кратное серологическое исследование всего поголовья как это делается с КРС).
  5. Усилить меры господдержки овцеводства путем расширения существующих бюджетных программ и принятия новых направлений государственной поддержки.

Только часть немалых средств государства, направляемых сегодня на производство говядины, можно переориентировать на овцеводство для получения результата.

При этом надо поддерживать все субъекты овцеводческого направления, сделав меры господдержки доступными для всех независимо от их размеров и форм хозяйствования. Тем самым можно сделать развитие этой отрасли общенародным делом, т.е. нельзя допускать те ошибки, которые были допущены в программах мясного скотоводства.

К этой работе надо будет максимально привлечь и ЛПХ через их кооперирование, для начала хотя бы по вопросам откорма ягнят после отбивки. Причем их надо объединять в сервисно-сбытовые кооперативы, при сохранении полной их самостоятельности.

Кооперативы должны работать на бесприбыльной основе (потребительские кооперативы), которые будут привлекательными для них, т.к. вся прибыль будет распределяться среди их членов в зависимости от количества переданных на откорм ягнят. При таком подходе у них не будет негативного отношения к откорму, как это сейчас наблюдается, например, по откорму КРС.

Кстати, такую кооперацию можно будет организовать и среди средних и мелких крестьянских хозяйств и ТОО, занимающихся овцеводством.

Кроме того такие кооперативы могли бы специализироваться и на оказании услуг свои членам по себестоимости, в частности, по стрижке, породному преобразованию стада через искусственное осеменение и т.д.

По большому счету все это и есть дополнительные рабочие места в сельской местности.

При решении этих вопросов можно достичь поголовья 35 млн. голов, что позволит Казахстану без ущерба для собственного потребления поставлять в другие страны около 200 тыс. тонн диетического мяса в год.

Опыт Австралии может служить нам примером.

Надеюсь, МСХ вспомнит об овцеводстве.

В дополнение хотел бы выделить два момента

Первый момент - кадры, кто будет работать? Проблемы с кадрами на селе, особенно, с главными кадрами в овцеводстве - с чабанами, известны. Конечно, мало кому хочется жить и работать вдали от населенных пунктов, в условиях отгонов, без элементарных бытовых условий. И для решения этой проблемы без участия государства не обойтись. Если вспомним советское время, то тогда для чабанов были созданы мощные стимулы: зарплата, государственные награды, депутатство и т д. И, что немаловажно в условиях советского дефицита, были дешевые путевки за границу, в санатории и первоочерёдная поставка дефицитных товаров.

Понятно, что в современных рыночных условиях должны быть рыночные стимулы.
Во-первых, это достойная оплата труда. Благо дело, рентабельность овцеводства, ориентированного на экспорт и максимальное перенаправление полученной прибыли тем, кто несет на себе все тяготы и лишения нелегкого чабанского труда, позволяют это сделать. Здесь самое главное нельзя допускать, чтобы прибыль оседала в тех структурах, которые сидят на безрисковых участках технологического процесса, как это сейчас происходит, например, по производству говядины. Крайне важным является обеспечение оплаты труда супруги чабана. Только такой материальный стимул может решить проблему чабанских кадров.

Во-вторых. Должны быть стимулы и по пенсионному обеспечению. Возможно, государство должно взять на себя часть перечислений в Пенсионный фонд, как для военнослужащих и полицейских, и пенсия чабана и его супруги должна быть на уровне этих профессий.

В-третьих. Должны быть стимулы и для детей чабанов. Надо возродить систему межшкольных интернатов в райцентрах, чтобы дети могли обучаться, а родители, работающие чабанами, не беспокоились за них. Интернаты должны быть бесплатными. 

Далее. Для детей чабанов должна быть система предоставления целевых грантов для обучения в вузах и колледжах.

В-четвёртых. Надо организовать достойное медицинское, культурное, торговое обслуживание, создав для этого специальные бюджетные программы обслуживания отгонных участков.

В-пятых. Необходимо наладить производство комфортабельных мобильных жилых домов для семей чабанов с учётом передового международного опыта. С горячей водой, душевыми, санузлом, кухней. С солнечными водонагревателями, с гелио- и ветровыми энергоустановками и фильтрами для очистки воды. Если государство вкладывает немалые деньги в производство автомобилей, то почему не может вкладываться в производство такого мобильного жилья.

 В-шестых. Надо распространить механизмы государственной поддержки строительства постоянных благоустроенных жилых домов в сёлах и райцентрах для семей чабанов. Первоначально дом можно передавать на условиях аренды, а, например, по истечении десяти лет работы чабаном - безвозмездно в собственность. 

Второй момент. Овцеводство не потребует огромных субсидий на импорт маточного поголовья, как в случае с импортом племенных телок, нетелей и коров по баснословным ценам с риском завоза всякого рода экзотических болезней. Производство баранины и ягнятины не потребует субсидий на каждый последующий цикл технологического производства мяса - воспроизводство (приобретение и содержание баранов-производителей, содержание овцематок), выращивание молодняка, откорм на откормплощадках, закуп мясокомбинатами. 

Не надо будет по ходу реализации программы овцеводства судорожно выдумывать новые механизмы субсидирования и другой поддержки, как сегодня происходит с изначально провальной программой производства говядины, не надо будет «рисовать» объемы «экспорта». 
Но об этом в следующий раз.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 492 раз
Толеутай Рахимбеков

эксперт, доктор экономических наук

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика