Пятница, 08 июня 2018 16:49

Данияр Акишев об экономических войнах, уроках кризиса и прорывных решениях Нацбанка Избранное

Автор

Глава Нацбанка Казахстана рассказал Sputnik, как финрегулятор Казахстана действует в современных экономических реалиях

Глава национального банка Казахстана Данияр Акишев принял участие в совещание руководителей финансовых регуляторов – членов ЕАЭС в рамках XXVII Международного финансового конгресса. На повестке дня обсуждение Концепции формирования общего финансового рынка стран-союзниц. Кроме того, главы центральных банков стран обсудили актуальные вопросов устойчиво роста.

Несмотря на насыщенную программу, председатель Нацбанка Казахстана нашел время побеседовать с корреспондентом Sputnik Казахстан, обсудить глобальные и "домашние" вопросы.

- Данияр Талгатович, экономические войны сказываются на экономиках всех стран мира. Как подобные войны влияют на экономику Казахстана? Какие защитные меры вы предпринимаете для минимизации негативного влияния экономических войн?

— Если рассматривать влияние действия властей в странах — торговых партнерах Казахстана, то за последнее время существенным риском для экономики Казахстана стало возможное ухудшение торговых отношений между США и Китаем, а также – с ЕС. Это может замедлить рост мировой экономики и повлечь за собой снижение цен на сырьевые товары. С другой стороны — усиление санкций против России может привести к ослаблению рубля, ускорению российской инфляции и дополнительному инфляционному давлению в Казахстане.

Развитие таких рисковых событий будет иметь негативные последствия для казахстанской экономики ввиду сохраняющейся высокой подверженности внешним шокам и ресурсозависимости. Падение цен на сырье и замедление спроса со стороны стран – торговых партнеров Казахстана также приведет к замедлению экономического роста.

Поэтому в целях диверсификации экспорта и более качественного роста экономики в Казахстане осуществляется государственная поддержка обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, предпринимательской деятельности. Также ведется работа по улучшению инфраструктуры, повышению качества трудовых ресурсов, доступности жилья населению и развитию цифровых технологий.

Со своей стороны Национальный Банк с августа 2015 года проводит политику инфляционного таргетирования в режиме свободно плавающего курса тенге. Основной целью финансового регулятора является постепенное снижение инфляции до 4% в среднесрочном периоде. Тем самым обеспечиваются условия для устойчивого долгосрочного роста. Фактор низкой и предсказуемой инфляции вкупе со структурными реформами и мерами государственной отраслевой поддержки Правительства позволит заметно диверсифицировать экономику страны и значительно снизить ее зависимость от внешних условий.

- Известно, что страны ЕАЭС намерены повысить уровень расчетов в национальных валютах. Каков на сегодня этот показатель, в частности, в расчетах между Казахстаном и Россией, и какие меры для этого предпринимаются регуляторами стран?

Действительно в настоящее время на площадках Евразийской экономической комиссии активно обсуждается вопрос о повышении доли расчетов в национальных валютах между странами ЕАЭС. Макроэкономическая ситуация региона прошлых лет способствовала тому, что в совокупных платежах доля платежей в национальных валютах уступает доллару США и евро.

В основном в расчетах между Казахстаном и Россией используется российский рубль. По итогам 2017 года доля платежей из Российской Федерации в Казахстан в российских рублях составила 69%, долларах – 27%, евро – 1%, тенге – 3%, прочих валютах – 0,1%. Из Казахстана в Российскую Федерацию в российских рублях – 73%, долларах —22%, евро-4%, тенге —1%.

Тому, что на сегодняшний день доллар США все еще остается доминирующей валютой при оплате товаров и услуг способствует ряд факторов. К примеру, финансовый рынок стран ЕАЭС характеризуется низкой ликвидностью, которая является результатом низкого спроса на валюты стран ЕАЭС, отсутствуют инструменты хеджирования без использования в качестве промежуточной иной резервной валюты.

Тем не менее, с началом функционирования ЕАЭС усилия регуляторов были направлены на снятие институциональных ограничений. Так, государствами-членами ЕАЭС подготовлен к подписанию проект Соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации, который направлен на проведение либерализации по основным валютным операциям. В принципе, подходы к осуществлению валютного контроля у Казахстана и России во многом схожи, т.е. институциональных ограничений нет, а значит, теоретически наши рынки готовы к увеличению расчетов в национальных валютах при условии повышения доверия со стороны бизнеса и населения.

- ЕАЭС также планирует создать Евразийский финансовый регулятор к 2025 году, который будет находиться в Алматы. Расскажите, на каком этапе эта работа?

— В соответствии с Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 года ключевую роль на общем финансовом рынке ЕАЭС будет играть мегарегулятор, который должен заработать с 2025 года в Алматы. Учитывая, что наднациональный орган по регулированию финансового рынка, вероятно, возьмет на себя часть задач, связанных с завершением гармонизации законодательств (в т.ч. разработку общих стандартов и рекомендаций по вопросам регулирования и надзора финансового рынка ЕАЭС на основе международных стандартов и принципов), определение его статуса и полномочий для нас является первоочередной задачей.

Безусловно, этот орган должен быть независимым в принятии решений, и его деятельность должна быть направлена на обеспечение эффективного взаимодействия финансовых регуляторов и исключение регуляторного арбитража. Поэтому состав наднационального органа должен включать представителей регуляторов всех стран-участниц ЕАЭС, при этом его решения должны приниматься на основе консенсуса. И сейчас ведется комплексная работа по определению единого подхода пяти стран к формированию общего финансового рынка с обозначением роли и места как национальных регуляторов, так и наднационального органа. Результат этой работы будет отражен в Концепции по формированию общего финансового рынка ЕАЭС.

- В последние три года Национальный Банк Казахстана уделяет большое внимание решению проблем ипотечных заемщиков. В 2015 году запущена программа рефинансирования, в этом году в нее внесены изменения в части оказания помощи валютным ипотечным заемщикам. Также Национальным Банком разрабатываются дополнительные механизмы защиты заемщиков, относящихся к социально уязвимым слоям населения. Как Вы считаете, насколько эти программы универсальны и могут ли они быть применены в других странах, например, ЕАЭС?

— Последствия мирового финансового кризиса оказали негативное влияние на способность заемщиков во многих странах мира исполнять обязательства по договорам займа. Проблема банковских заемщиков, имеющих ипотечные займы, в том числе в иностранной валюте, присутствует и в Казахстане.

Каждая страна находит свои пути решения проблемы. Во многих странах Европейского союза — Германии, Франции, Испании, Бельгии, Венгрии, Польше, в Российской Федерации, Кыргызстане были реализованы свои программы поддержки ипотечных заемщиков.

В Казахстане, начиная с 2015 года, Национальный Банк по поручению главы государства реализует Программу рефинансирования ипотечных займов. Она направлена на снижение долговой нагрузки заемщиков, получивших займы в период с 2004 по 2009 годы. На сегодняшний день Программа помогла более 24 тысячи казахстанских семей сохранить их единственное жилье.

Учитывая возросшую долговую нагрузку валютных ипотечных заемщиков, в этом году в Программу были внесены поправки, предусматривающие рефинансирование валютных ипотечных займов физических лиц, полученных до 1 января 2016 года. Займы будут рефинансированы в тенге по курсу Национального Банка на 18 августа 2015 года (на дату перехода Казахстана в режим свободно плавающего обменного кура тенге — прим).

С учетом револьверного механизма освоения денег Программа до конца срока ее реализации – до 2026 года — охватит более 40 тысяч заемщиков. То есть, она дополнительно охватит порядка 22 тысяч валютных заемщиков. По итогам реализации Программы фактически все валютные ипотечные займы физических лиц буду переведены в тенге, поскольку с 1 января 2016 года в Казахстане введен запрет на выдачу новых валютных ипотечных займов физическим лицам, не имеющим доходов в ней. На сегодняшний день к реализации валютной программы приступили восемь банков и одна ипотечная компания.

Разработке программы предшествовала огромная аналитическая работа, в том числе с участием общественных объединений. Как правило, участие государства в программах помощи предполагает выделение государственных средств. Так Национальным Банком в 2015 году на оказание помощи заемщикам, получившим ипотечные займы в период с 2004 по 2009 годы, было выделено 130 миллиардов тенге. В текущем году для рефинансирования валютных ипотечных займов планируется выделить порядка 137 миллионов тенге (в общей сумме более 800 миллионов долларов — прим).

В целях дальнейшей поддержки ипотечных заемщиков, в том числе относящихся к социально уязвимым слоям населения, Национальный Банк вышел с законодательной инициативой. В частности, предлагается предоставлять банкам право в рамках Программы сдавать в аренду с последующим выкупом имущество, числящееся на балансе банков. Эта поправка предоставит заемщику возможность вернуть в свою собственность жилье, которое ранее принадлежало ему.

Считаю, что программы поддержки ипотечных заемщиков не могут быть универсальными для всех стран и нужно исходить из экономической ситуации внутри каждой страны, действующего законодательства. Поэтому мы с удовольствием поделимся своим опытом и готовы изучать опыт других стран в данном направлении.

- Нацбанк Казахстнана первым в ЕАЭС выпустил ноты на основании технологии блокчейн. Теперь через мобильное приложение Invest online казахстанцы смогут купить и продать государственные ценные бумаги — ноты Нацбанка, выпущенные сроком на год с доходностью 8,5%. Объем выпущенных нот составил 50 миллиардов тенге. В чем преимущества этого продукта? Большой интерес ли он вызвал?

— Преимуществ данного продукта много. Вы можете покупать данные ценные бумаги напрямую у эмитента – национального банка, без каких-либо посредников.

Во-вторых, краткосрочные ноты национального банка не подвержены дефолту, поскольку Нацбанк сам эмитирует деньги. Для реализации данного проекта была применена новейшая технология блокчейн, которая позволяет исключить случаи внесения изменений в цепочку транзакций, которые были проведены пользователем и в целом делает процесс расчетов более быстрым и безопасным.

Хочу обратить внимание на то, что исключается какое-либо манипулирование ценой нот. Национальный Банк взял на себя обязательство по обратному выкупу нот, клиент в любой момент времени может продать ноты обратно. Ограничений по срокам при досрочной продаже нет.

Особое преимущество — краткосрочные ноты торгуются круглосуточно, а доход начисляется фиксировано и ежедневно. Клиент сам может наперед посчитать, сколько получит дохода по нотам через определенное время в будущем. При всем этом клиент не платит каких-либо комиссий за транзакции.

По итогам работы системы за два месяца населением приобретено нот на сумму 105 миллионов тенге. Средняя сумма одной операции составляет 106 тысяч тенге.

- Говоря о "домашних" вопросах, хочется отметить работу Нацбанка по повышению устойчивости банковского сектора. Тем не менее, мы стали свидетелями ситуации с несколькими казахстанскими банками, которые у всех сейчас на слуху. Какие основные инструменты позволят национальному банку лучше контролировать ситуацию в банковской системе и какие методы будут использоваться для предотвращения подобных ситуаций в будущем?

— В первую очередь мы намерены усилить надзорные функции национального банка, которые будут опираться на инструментарии превентивного надзора, направленного на предупреждение кризисных явлений в банковском секторе. Ключевым надзорным инструментом станет возможность использования регулятором надзорного суждения.

Второй фактор — усиление ответственности менеджмента и акционеров за осуществление банковских операций, которые приводят к ухудшению финансового положения банков.

В целом расширение надзорных полномочий Национального Банка позволит не допустить повторения ситуаций ухудшения финансового состояния у отдельных банков второго уровня. Проведение оценки рисков банков, как количественных, так и качественных показателей, позволит Нацбанку определять их уязвимые, слабые стороны.

Определив эти уязвимые категории рисков в целях недопущения возможных проблем финансовых организаций в будущем, финрегулятор будет своевременно на них реагировать и применять превентивные меры.

- В июле в Казахстане открывается Международный финансовый центр "Астана" (МФЦА). Это большое событие для региона. Будет ли Нацбанк каким-то образом сотрудничать с данной организацией?

— МФЦА призвано обеспечить диверсификацию источников финансирования экономики Казахстана, развитие ее несырьевого сектора, привлечение инвестиций, человеческого капитала и высокотехнологичных производств. Успешное исполнение этих задач невозможно без скоординированной работы всех государственных органов и органов МФЦА.

Поэтому в целях успешного запуска и работы МФЦА национальным банком, другими государственными органами и организациями совместно с органами финцентра проводится согласованная работа по созданию соответствующих условий для его работы, путем разрабатывается необходимая законодательная база, выстраивается инфраструктура.

Также, национальный банк совместно с администрацией МФЦА ведут работу по разработке проекта соглашения между сторонами по определению основ и механизмов взаимодействия. В марте 2018 года была создана совместная рабочая группа. В ее состав вошли представители государственных органов, в том числе национального банка и МФЦА.

Дальнейшее обсуждение вопросов МФЦА среди заинтересованных государственных органов и организаций и органов МФЦА будет проходить в рамках этой рабочей группы.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 18 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика