Пятница, 08 июня 2018 14:49

Кто посчитает самозанятых и деньги, которые прошли мимо бюджета? Часть 2 Избранное

Автор

В Казахстане отсутствует системная работы по регистрации и учету деятельности самозанятых. По этой причине бюджет недополучает налоги и соцотчисления. Все это осложняет работу правительства, которая направлена на повышение конкурентоспособности экономики страны, считает научный руководитель Центра исследований прикладной экономики Жаксыбек Кулекеев, сообщает портал 365 Info

Ситуация в Казахстане

Наша страна с первых лет независимости столкнулась с резким увеличением количества самозанятого населения, доля которого в общей численности трудящихся по сей день остается довольно высокой.

Сокращение доли наемных работников и резкое увеличение доли самозанятого населения все еще продолжают оставаться предметом оживленной дискуссии в обществе. Одни эксперты предлагают отнести их к числу безработных и в росте их количества видят угрозу развитию общества,

А вот более осведомленные специалисты находят немало плюсов в развитии самостоятельной деятельности населения для общества. Самозанятость рассматривается ими как первый важный шаг к предпринимательской деятельности и способ реализации индивидуальных инициатив

Безусловно, правы и те, и другие, поскольку наемная занятость для общества более понятна и имеет ряд преимуществ перед самозанятостью. В частности, в нашей стране до последнего времени самозанятых официально не регистрировали, хотя их доля в составе занятого населения была значительна. В силу этого большинство из них не уплачивали налоги и соцотчисления, не участвовали в формировании пенсионных накоплений.

В совокупности, отмеченные факты вызывали обеспокоенность политического истеблишмента. С высоких трибун давались поручения, направленные на решение проблем самозанятости, прежде всего, на сокращение их количества.

За последние годы было реализовано несколько программ, направленных на решение проблем занятости и сокращение самозанятости, которые позволили добиться значительного прогресса в этом направлении. Однако, следует отметить, что дальнейшее сокращение численности самозанятого населения будет происходить медленнее и придется считаться с присутствием на рынке труда страны значительного их количества в силу отмеченных выше обстоятельств.

Следовательно, в этом контексте более правильным будет разработать и реализовать меры, направленные на перевод самозанятости в цивилизованные русло с учетом изучения и обобщения международного опыта.

Категории самозанятых согласно законам

В настоящее время в Казахстане несколько законодательных актов регламентируют деятельность и систему официального налогового и статистического учета самозанятых.

В их числе:

Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года №482-V “О занятости населения”,

Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года №405-II “Об обязательном социальном страховании”,

Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года №120-VI “О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)”,

“Методика определения численности самостоятельно занятых, уровня их среднемесячных доходов и численности безработного населения”, утвержденная приказом и.о. Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики от 19 января 2016 года №11,

“Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы”, утвержденная Постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года. №919.

В Законе “О занятости населения” отмечено, что “самостоятельно занятые – физические лица, индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления, члены производственных кооперативов, неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств) и работодатели, использующие труд наемных работников”.

В Законе “Об обязательном социальном страховании” говорится, что “Самостоятельно занятое лицо – индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор, обеспечивающие себя работой, приносящей им доход”.

Согласно Методике Комитета по статистике МНЭ принято различать 4 группы самозанятых:

работодатели, использующие труд наемных работников (физические лица, управляющие своим собственным предприятием или занимающиеся независимой предпринимательской деятельностью в каком-либо виде экономической деятельности и имеющие одного или нескольких наемных работников),

индивидуально занятые (включая занятых в личном подсобном хозяйстве для получения дохода),

неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств),

члены производственного кооператива.

Продуктивные и непродуктивные занятые

Далее, в методологических пояснениях Комитета по статистике указано, что с учетом уровня среднемесячных доходов самостоятельно занятое население распределяется на 2 группы – продуктивно занятые и непродуктивно занятые

В группу продуктивно занятых включаются самостоятельно занятые лица, имеющие стабильные и выше прожиточного минимума среднемесячные доходы, такие как работодатели, независимо от уровня среднемесячных доходов, и все категории самозанятых, имеющих среднемесячный доход выше прожиточного минимума.

В группу непродуктивно занятых включаются самозанятые, которые фактически не имеют доходы от своей деятельности либо используют свою продукцию для собственного потребления и реализации, при этом имеющие доходы ниже прожиточного минимума.

Из сказанного легко понять, что продуктивно занятые от непродуктивно занятых отличаются размером и стабильностью доходов, то есть, продуктивно занятые получают стабильный и более высокий доход, чем непродуктивно занятые.

Согласно Налоговому кодексу, объектом налогообложения является деятельность отдельных категорий самозанятых, которые обязаны самостоятельно декларировать свои доходы, платить подоходный налог и вносить взносы в накопительные пенсионные фонды.

К ним отнесены зарегистрировавшиеся ИП, частные нотариусы и адвокаты, лица, оказывающие услуги аккредитованным в Казахстане дипломатическим представительствам, и домашние работники, работающие по трудовым договорам.

Приведенные определения самозанятости позволяет включить в данную категорию широкий круг лиц с разными доходами, что в корне отличается от принятой во многих странах мира практики определения самозанятых граждан

Например, в нашей стране в эту категорию входят все работодатели, в том числе, ИП, использующие труд наемных работников до 30 человек. Дальнейшее сохранение такого широкого толкования понятия самозанятых осложнит работу правительства по разработке спецпрограмм перевода их деятельности в цивилизованное русло.

Требуется гармонизация «самозанятых»

Давайте проанализируем недостатки широкого толкования понятия самозанятости.

Прежде всего, попробуем разобраться, насколько обоснованным является включение работодателей в данную категорию

Во-первых, в современных условиях правительства стран мира заинтересованы в развитии самозанятости, поэтому они охотно предоставляют гражданам право на осуществление самостоятельной работы, оказывают им посильную техническую и финансовую поддержку, чтобы с минимальными затратами снять напряжение на рынке труда.

При этом, самозанятость рассматривается как способ снижения уровня безработицы и борьбы с бедностью и именно с этих позиций она представляет большой государственный интерес. По этой причине разрабатываются разнообразные программы, направленные на решение проблем занятости, в том числе, путем стимулирования самозанятости.

Как известно, работодатели не относятся к числу безработных и не заняты активным поиском работы, кроме того, как правило, они имеют достаточный доход для удовлетворения личных и семейных потребностей в различных благах, поэтому не нуждаются в социальной поддержке со стороны государства.

Во-вторых, по принятому в мировой практике определению к самозанятым относятся физлица, осуществляющие работу, преимущественно, самостоятельно, использующие собственные физические и умственные способности, лишь изредка прибегающие к помощи членов семьи.

С указанных позиций работодателей также нельзя отнести к категории самозанятых, поскольку, как правило, они для выполнения работ и услуг, в основном, используют труд наемных работников.

В-третьих, во многих странах мира для финансового стимулирования самозанятости среди безработных лиц государство в качестве основных ресурсов использует пособие по безработице и средства фонда соцстрахования

При этом, претендентам на получение пособия по безработице выдается вся причитающаяся сумма одномоментно, если гражданин представит бизнес-план по организации самостоятельной трудовой деятельности.

Понятно, что данная модель охватывает только тех, в силу объективных причин потерявших работу граждан, которые являются участниками фонда страхования по безработице.

Таким образом, рассмотренные признаки идентификации самозанятых и меры государственной поддержки обуславливают

необходимость более четкого определения круга лиц, относящихся к категории самозанятых граждан, и исключения из списка самозанятых, как минимум, работодателей. С другой стороны, настало время для гармонизации определения самозанятых и устранения разночтений в законодательных актах

Погрешности статистики

Следующий вопрос, требующий особого внимания, – это проблемы официальной регистрации самозанятых в Казахстане, поскольку в нашей стране по сей день не налажен механизм официальной регистрации самозанятых

Численность самозанятого населения статистики определяют не по количеству зарегистрированных в официальных органах лиц, а расчетным путем. При этом к данной категории относят всех экономически активных граждан трудоспособного возраста, которые не попали в список наемных работников за минусом небольшого количества безработных.

Из сказанного вытекает, что основным методом статучета самозанятых в Казахстане являются расчеты на основе баланса трудовых ресурсов

А для обоснования размеров их среднемесячных доходов в разных отраслях экономики используют результаты обследования домашних хозяйств. Поэтому надежность данных официальной статистики вызывает сомнения, а сами методы статнаблюдения – большие нарекания в силу допуска больших условностей.

Мировая практика

В мировой практике вся категория занятого населения, включая самозанятых, является объектом пристального изучения государственных структур в силу следующих обстоятельств.

С одной стороны, рабочая сила является главной производительной силой любого общества и богатства государства создается созидательным трудом населения. Правительства всех государств заинтересованы как в постоянном повышении потенциала человеческого капитала, так и в рациональном использовании трудовых ресурсов страны.

Поэтому они формируют систему постоянного мониторинга и оценки их качества, разрабатывают и реализовывают образовательные и иные программы, направленные на постоянное повышение компетенции и навыков рабочей силы.

С другой стороны, все граждане страны, получающие доходы как в денежной, так и в натуральной формах, являются субъектом налогообложения. Поэтому регистрация их деятельности и объективная оценка размеров их доходов являются важной государственной задачей

Известно, что сбор налогов с физлиц, в отличие от юридических, намного сложнее из-за существования множества каналов сокрытия реальных размеров доходов, особенно в странах со значительной долей самозанятых.

Поэтому во многих странах проводят разъяснительную работу среди широких слоев населения, чтобы повысить моральную ответственность граждан перед государством, создавая атмосферу уважения к налогам и налоговой системе.

Она дает свои плоды, поскольку в западных странах, в основном, налоги платят все, что косвенно свидетельствует о развитости налогового правосознания населения.

В странах Европы налажена система учета и налогообложения самозанятого населения

Простая регистрация, простая бухгалтерия

При этом формализация отношения государства с самозанятыми предельно упрощена и полностью основывается на инициативе заявителя, а сама процедура может иметь следующее описание.

Во-первых, лицо, желающее заниматься самостоятельной деятельностью, обращается в соответствующий госорган (чаще – это налоговая служба) и становится на учет как самозанятый налогоплательщик. При этом, основной вид хоздеятельности, объемы предполагаемого дохода от этого бизнеса заявитель определяет самостоятельно

Во-вторых, во многих странах существует упрощенный порядок налогообложения самозанятых, тем не менее они обязаны платить подоходный налог и осуществлять отчисления в фонд социального страхования от нетто доходов.

Сами ставки подоходного налога и социальных отчислений разнятся по странам мира. При этом, почти во всех странах имеется установленный минимальный порог на величину дохода, и лица, получающие доходы ниже указанного уровня, освобождаются от уплаты налогов.

В-третьих, самозанятые сдают регулярно отчеты об экономической деятельности, уплате налогов и соцотчислений в уполномоченные госорганы. В силу этого общественность их воспринимает как полноценных участников рынка труда, поэтому на деятельность самозанятых распространяются отдельные нормы закона о занятости. Следовательно, если самозанятые теряют работу по объективным причинам, то они имеют право обращаться на биржу труда.

В случае подтверждения статуса безработного они могут претендовать на получение пособия по безработице

Проблемы для экономики страны

В качестве примера можно привести опыт Латвии по регистрации самозанятых. В этой стране, если лицо желает стать самозанятым, оно должно обратиться в Службу госдоходов и подать заявление, паспорт и предъявить документы, подтверждающие право вести хоздеятельность.

По общему правилу самозанятые лица регистрируются в качестве плательщиков подоходного налога и взносов на социальное страхование.

Существуют разные ставки налога и система льгот для разных категорий самозанятых

Например, в соответствии со ст. 15 Законом от 11.05.1993 г. “О подоходном налоге с населения” налог с самозанятых лиц взимается в размере 23% от суммы задекларированного нетто дохода. самозанятой имеет право вычета из своего дохода расходов и только с оставшейся разницы уплачивает налог

Подытоживая сказанное, отметим, что отсутствие налаженной системной работы по регистрации и учету деятельности большинства самозанятых в Казахстане

По этой причине большинство самозанятого населения продолжает заниматься производством товаров и предоставлением услуг без официальной регистрации, особенно на селе. А это заметно осложняет работу правительства, направленную на повышение конкурентоспособности экономики страны в условиях нарастания новых вызовов на глобальном и региональном уровнях.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 44 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика