Среда, 28 февраля 2018 12:59

Все, что нужно знать о международных рейтингах Казахстана — Шибутов Избранное

Автор

Сегодня рейтинги стали важным инструментом влияния на Казахстан. От результатов некоторых зависит стабильность нашей экономики,  сообщает портал 365 Info

Ориентир для инвесторов

Политолог Марат Шибутов по нашей просьбе проанализировал международные экономические рейтинги, в которых учитывается Казахстан: Doing Business, Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ГИК ВЭФ). Эти рейтинги — внешние. Это значит, что они предназначены в основном для иностранных инвесторов — призваны сократить время на принятие решений о сотрудничестве или инвестициях в Казахстан.

Также рейтинги являются инструментом влияния на экономику и политику оцениваемых стран. Однако, как отмечает Шибутов, сам процесс оценки и наблюдения меняет объект оценки, потому что к нему привязаны иностранные инвестиции.

— Итак, рейтинг Doing Business рассчитан на производственников из среднего и крупного бизнеса. Рейтинг ГИК ВЭФ — на крупных инвесторов, которые приходят в реальный бизнес: производство, торговлю, инфраструктуру, услуги. Страновые рейтинги «большой тройки» предназначены для тех, кто работает с финансовыми инструментами: акциями, паями, облигациями и другими долговыми обязательствами. Они служат оценкой компаний государства при первом приближении, потому что рейтинг компании не может быть выше рейтинга страны, и все риски страны учитываются в рисках компании, — подмечает он.

Эти рейтинги для многих являются ориентиром. Но если кто-то хочет более точную оценку — за это нужно заплатить.

Под одну гребенку

— Насколько эти рейтинги отражают действительность? В каждом участвуют сотни стран с очень разными экономиками и условиями, а шкала рейтинга и измеряемые параметры стандартизированы и усреднены

Для стран Первого мира они будут все отлично показывать, а для стран Третьего мира все же большую роль будут играть неизмеряемые и уникальные для этой страны факторы, — считает Шибутов.

Все желающие могут лично ознакомиться с методиками формирования каждого из рейтингов, они находятся в свободном доступе. Однако надо понимать, что в любых оценках есть доля субъективизма.

— К примеру, ГИК ВЭФ — это анкетирование, тут все зависит от правильности заполнения анкеты и количества опрошенных.

Опросы рейтинга Doing Business проводятся в Алматы, у нас все же совсем другая политическая атмосфера и отношения бизнеса со властью, чем в других регионах. Кроме того, страновые рейтинги основываются на открытой информации, которую надо еще проверить. Поэтому надо смотреть на несколько рейтингов сразу и учитывать их особенности, — убежден политолог.

Почему рейтинги важны?

При этом, по его словам, надо понимать, что иностранные инвесторы особо не будут разбираться и заказывать специальные исследования по Казахстану, чтобы купить немного казахстанских облигаций или акций.

— Или, что вероятнее, крупные иностранные банки или страховые не будут работать с потенциальным инвестором в Казахстане, если он не покажет, что у страны хороший рейтинг. Поэтому нам так или иначе придется работать над тем, чтобы в них продвинуться. Для этого минацэкономики делает специальные планы, которым следуют другие госорганы. Так что это очень действенный инструмент влияния.

На предпринимателей рейтинг не влияет

— Представьте, что у нас упал рейтинг ГИК ВЭФ, а нам надо получить кредит от крупного банка развития на строительство четвертого нефтезавода. И банк отказывает нам в кредите как раз на основании рейтинга. Это же реальная катастрофа для экономики! Так что рейтинги — это влиятельные инструменты, особенно учитывая, что в погоне за ними участвуют и наши соседи. И деньги инвесторов могут достаться и им, — подчеркивает Марат Шибутов.

К минусам рейтингов политолог отнес их необратимость.

— Если рейтинг поставлен и обнародован, ничего изменить уже нельзя — до следующего рейтинга вы живете с этой оценкой и можете только работать над ее исправлением. А это время, которое деньги.

Второй минус — то, что для малого и среднего бизнеса, имеющего местное происхождение, рейтинги и их параметры далеко не всегда  значимы.

Рейтинг может улучшиться, а положение для бизнеса только ухудшиться Но как я уже сказал, ничего лучшего пока не придумали, — заключает он.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 39 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика