Вторник, 06 февраля 2018 12:21

Кайрат Бектургенев: Компании, которые играют с потребителем, в итоге его потеряют Избранное

Автор

Отечественных товаропроизводителей, которые уже используют или только собираются логотип "Сделано в Казахстане", призывают зарегистрироваться, сообщает Информбюро

В Астане открылся офис Ассоциации товаропроизводителей и предпринимателей "Сделано в Казахстане". Логотип Made in Kazakhstan уже хорошо известен потребителям, особенно, когда речь идёт о продуктах питания: молочная продукция, кондитерские и макаронные изделия отечественного производства, как правило, размещаются только на витринах со специальным опознавательным знаком. Кроме того, этот логотип всё чаще появляется и на упаковках самих товаров. Прежде отечественные товаропроизводители могли использовать логотип без разрешения, теперь их призывают регистрироваться на сайте ассоциации. Какие производители могут использовать логотип и говорит ли его наличие на упаковке о качестве продукта, в интервью Informburo.kz рассказал председатель правления Ассоциации товаропроизводителей и предпринимателей "Сделано в Казахстане" Кайрат Бектургенев.

– Всё началось с акции "Сделано в Казахстане", которую объявил Президент в 2015 году. Расскажите, как всё развивалось? Что способствовало открытию одноимённой ассоциации?

– Логотип создавался в рамках акции "Сделано в Казахстане", объявленной главой государства в 2015 году, целью которой была популяризация товаров отечественного производства. Акцию поддержали и постоянно проводят во всех регионах Казахстана государственные органы, акиматы, национальные компании, производители и общественные организации. В ходе акции появилась необходимость визуального распознавания казахстанской продукции потребителем, тогда для этого и чтобы исключить использование разных обозначений данной акции создали единый логотип "Сделано в Казахстане". Под брендом "Сделано в Казахстане" на витринах магазинов начали размещать продукты, произведённые в нашей стране, чтобы покупатели на них обратили внимание, попробовали, убедились в их качестве и в будущем отдавали предпочтение именно казахстанской продукции, тем самым поддерживая отечественных товаропроизводителей. В более чем 25 тысячах торговых точках по Казахстану, начиная от крупных торговых центров в городах и заканчивая небольшими магазинами в сёлах, под казахстанскими товарами был размещён данный логотип. Люди начали узнавать его и обращать внимание на казахстанские товары. Следующим этапом компании-производители стали активно использовать логотип на упаковках своей продукции, особенно продуктов питания. Но этот логотип, конечно, должен быть защищён, ведь если он общедоступный, то фактически его может использовать любая компания, причём не только казахстанская, но и зарубежная. Известны самые различные примеры подобных маркетинговых ходов. Допустим, есть конфеты, которые называются "Шанырак" – название казахское, в оформлении использованы орнаменты тоже наши национальные, а производитель российский. Нам же важно защитить рынок: логотип "Сделано в Казахстане" должны иметь возможность использовать только казахстанские компании.

– А если завод территориально находиться в Казахстане, но бренд иностранный, он может использовать логотип "Сделано в Казахстане"?

– Если завод стоит в Казахстане, значит, он платит налоги, которые идут в бюджет нашей страны, на этом предприятии работают граждане нашей страны, продукт выпускается на нашей территории. Такое предприятие считается казахстанским – соответственно, использовать логотип оно может.

– Вернёмся к ассоциации. Что она из себя представляет?

– Юридически ассоциация была создана в 2016 году. Всё это время оформлялись необходимые документы для её функционирования, велась разъяснительная работа с компаниями-производителями, и вот, начиная с этого года, открылся офис. Кроме того, мы запустили сайт. Пока он небольшой, но мы постепенно его развиваем. В частности, мы создали базу данных, состоящую из компаний, которые уже используют логотип "Сделано в Казахстане", то есть эти предприятия уже зарегистрировались на сайте и стали членами ассоциации. На сайте они создают свои страницы, где публикуют информацию о себе, фотографии своей продукции, – всё, что считают нужным.

Ассоциация – это объединение юридических лиц, объединение производителей. Сейчас у нас насчитывается 145 компаний, в их числе представители и пищевой, и лёгкой, и обрабатывающей промышленностей, есть сервисные компании. Ассоциация как правопреемник коллективного товарного знака сейчас проводит своего рода ревизию, чтобы понять, кто использует логотип? Регистрируясь, представители компаний фактически получают право на использования логотипа на своём товаре, но без права передачи логотипа третьим лицам. Это делается в целях защиты знака.

– Как именно вы намерены защищать знак? Будете подавать в суд на производителей, не прошедших регистрацию?

– В случаях, если логотип будет использоваться для того, чтобы ввести потребителей в заблуждение, – да, будем судиться. Речь идёт, например, об использовании знака "Сделано в Казахстане" иностранными компаниями или на контрафактной продукции.

– Право использования логотипа осталось бесплатным?

– Да, по сути, ничего не изменилось, кроме того, что теперь нужно регистрироваться на сайте и, оформив членство в ассоциации, стать законным обладателем коллективного знака.

– Расскажите о процедуре регистрации. Что для этого нужно?

– Процедура очень простая. Товаропроизводители заходят на сайт ассоциации, находят раздел "Вступить в ассоциацию", заполняют форму, прикладывают свидетельство о регистрации своей компании, чтобы мы понимали, что она действительно казахстанская, и если всё в норме, подписывается соглашение в электронном формате. После уже он может создавать свою страницу на сайте, о чём я говорил.

– Что даёт производителям членство в ассоциации помимо возможности использовать логотип?

– Если вы имеете в виду преференции, то мы же не государственная компания, потому чего-то такого обещать не можем. Мы ассоциация производителей, соответственно, можем говорить только о совместной работе всех членов по выстраиванию системы защиты нашего рынка. Нашим производителям необходимо понять, что Казахстан как участник ВТО и ЕврАзЭС не может оказывать прямых мер поддержки отечественным компаниям. Пока по ВТО у нас есть переходный период, когда компании должны подготовиться к полной конкурентной борьбе за свой рынок. Международный опыт показывает, что защитой своего рынка местные компании осуществляют через такого рода объединения, где они коллективно вырабатывают определенные меры по защите своего рынка через идеологическую работу, разработку и внедрение внутренних стандартов с подключением местного ритейла. Также мы как ассоциация имеем право вносить предложения во все государственные органы, делать коллективные предложения относительно развития нашего рынка, относительно улучшения условий для наших производителей в рамках существующего законодательства и дальше их юридически защищать, отстаивать. В настоящее время мы аккредитованы в Министерстве по инвестициям и развитию и в Министерстве энергетики, сейчас налаживаем контакты с остальными. Также мы будем работать с нашей Национальной палатой предпринимателей "Атамекен" по дальнейшему продвижению акции. Очень важна идеологическая работа – это наша главная задача.

– В чём заключается ваша идеология?

– Идеология в том, чтобы донести до потребителей месседж: выбирать нужно отечественный продукт. Вспомните, когда в 2015 году произошла девальвация рубля, казахстанцы кинулись покупать российские товары, которые резко подешевели. Товары из России буквально заполнили отечественный рынок, вышло так, что некоторые наши товаропроизводители фактически потеряли свой рынок, и им пришлось сворачиваться и банкротиться. Наша задача донести, что всё взаимосвязано. Если сегодня, к примеру, человек предпочитает отечественному товару импортный, даже если тот дешевле и есть возможность сейчас сэкономить, то впоследствии он, так или иначе, всё равно потеряет. Если закроются компании, их сотрудники останутся без работы, а среди них, быть может, есть родственники того, кто покупает импортные товары. Кроме того, закрытые отечественные компании – это в будущем не выплаченные налоги, которые, как известно, идут на строительство школ, дорог, больниц, социальные выплаты. Поэтому необходимо проводить идеологическую работу, как в развитых странах. К примеру, когда говорят Made in Italy, все понимают, что речь идёт о продукте качественном, престижном, дизайнерском, неважно, будь то мебель или одежда. Это же появилось не на пустом месте. Шла идеологическая работа. Спросите у любого итальянца: "Что лучше итальянское или немецкое?" Он, не задумываясь, ответит, что итальянское, конечно, даже, если этот продукт будет уступать импортному. Это говорит об очень высокой сознательности граждан, хорошей, развитой идеологии. Надо чтобы у потребителей при виде надписи "Сделано в Казахстане" тоже возникала такая ассоциация.

– К вопросу о качестве. Вы говорите, что сейчас получить разрешение на использования логотипа "Сделано в Казахстане" может любая казахстанская компания. Но где гарантия, что какой-нибудь производитель-однодневка, который не заморачивается на качестве, не приклеит себе логотип?

– Сейчас в первую очередь наша задача – выделить отечественный товар среди всех импортных. Без этого нам не обойтись. Мы должны собрать пул наших компаний, которые будут замаркированы этим знаком. Следующий этап – сделать логотип защищённым от контрафактной продукции, чтобы его не могли наносить другие, иностранные компании. Затем займёмся переходом к качеству. Для того чтобы компаниям хорошо развиваться, им нужно ориентироваться на экспорт в ближайшие страны. Китай открывается, Россия тоже очень хорошо импортирует из Казахстана продукты питания. Я могу сказать, что в Китае казахстанская продукция закрепила за собой представление о том, что она экологически чистая. Соответственно, у самих компаний возникнет необходимость переходить к таким стандартам, которые им будут позволять экспортировать, ведь производя некачественное, невозможно это вывезти за границу.

– Но ведь не у всех производителей такая сознательность. Как говорится, из-за одной паршивой овцы может пострадать…

– Чтобы этого не было, постепенно ассоциация будет переходить к стандартам качества. Но эти меры мы будем отрабатывать совместно с нашими производителями. Производители должны сами решать, нужна ли им комиссия для оценки качества и какие стандарты устанавливать.

– Комиссия по качеству появится, аналитики, офис, – всё это требует финансирования. В дальнейшем у вас планируется введение членских взносов?

– Членские взносы, конечно, должны быть, но они будут возникать из потребностей самих товаропроизводителей. Мы будем садиться и коллективно решать. Мы же не госкомпания. Пока ассоциация существует в рамках наших спонсорских средств.

– Нередко продукты в магазинах, размещённые на витринах с логотипом "Сделано в Казахстане", стоят дороже импортных аналогов – например, молочные продукты. Можно ли расценивать это так, что производители используют знак для наживы?

– Я не считаю, что логотип влияет на ценообразование. Если люди начинают отдавать предпочтение какому-то конкретному товару, значит, маркетинговые механизмы хорошо работают. Если товар востребован, то бизнесмен, конечно, захочет заработать – это нормально. Он может хоть в 10 раз поднять цену, но тогда у него возникает риск точно так же быстро потерять своих покупателей – это законы рынка.

– Речь о том, что ассоциация проводит идеологическую работу, призывая население покупать отечественное, чтобы поддержать местного производителя, однако этот производитель, поднимая цену, о потребительских возможностях не думает. При этом говорить о том, что логотип не влияет на цену, тоже нельзя. Стоял бы продукт в массе, и на него никто не обратил бы внимания, а так он на витрине с надписью "Сделано в Казахстане".

– Ну, здесь всё уже зависит от самой компании: насколько она порядочно ведёт себя по отношению к своему потребителю. Компании, которые играют с потребителем, в итоге потеряют его.

– У вас на сайте есть раздел, посвящённый тендерам. Членство в ассоциации даёт какие-то дополнительные возможности при участии в тендерах на электронном рынке?

– Это дополнительные опции. У нас в составе ассоциации есть IT-компания, которая делает выборку тендеров и предоставляет такую услугу для всех казахстанских компаний, независимо от того, члены они ассоциации или нет. Если поставщик продает, к примеру, кирпичи, то ему приходят оповещения, кто их закупает. Мы решили, что было бы неплохо разместить эту опцию на сайте для удобства производителей. В этом году планируем также запустить электронную торговую площадку, где наши производители и физические лица смогут как продавать свою продукцию, так и закупать необходимую им.

– Недавно в своём Послании народу Казахстана Президент поручил повысить узнаваемость продукции "Сделано в Казахстане" за рубежом. Что вы для этого планируете делать?

– Этим должны заниматься все государственные органы, акиматы, государственные компании, НПП "Атамекен" и производители. Мы планируем обсудить это со всеми членами ассоциации. В каждой стране есть свои требования к стандартам импортной продукции, поэтому нам важно чтобы производители выпускали свою продукцию под стандарты потенциальных потребителей. Важно понять, кому и что необходимо менять в технологиях производств. Как это сделать, мы обсудим.

– Стандартизация отечественных товаров со сменой технологии производства может оказаться затратным делом. Есть ли гарантии, что после наши производители смогут выйти на иностранный рынок? Нужна реклама. Какое видение у вас по этому поводу?

– В первую очередь нашим производителям надо сначала разобраться на собственном рынке, получить доверие своего потребителя, чтобы у нас начали обращать внимание на отечественные товары. Параллельно, конечно, нужно внешние рынки осваивать для наращивания мощностей, увеличения прибыли, рынков. У нас сейчас есть хороший институт Kazakh Invest, который помогает нашим компаниям находить новые рынки по экспорту. Конечно, мы сейчас будем рекомендовать нашим компаниям использовать этот инструмент господдержки. Кроме того, в целях рекламации и продвижения на экспорт в Китай казахстанской продукции Ассоциация товаропроизводителей и предпринимателей "Сделано в Казахстане" в первой половине 2018 года планирует открыть постоянно действующий торговый павильон в Международном центре приграничного сотрудничества "Хоргос". Всем заинтересованным компаниям предлагаем обратиться в ассоциацию и подать предварительные заявки на поставку своей продукции.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 52 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика