Вторник, 30 января 2018 17:05

Почему развитием столицы Казахстана снова займутся иностранцы Избранное

Автор

Иностранные компании из Сингапура, России, Канады, Великобритании предложат свое видение развития Астаны до 2025 года, пишет Forbes

Отбор международных участников на разработку концепции мастер-плана столицы до 2025 года проводился в начале августа 2017. «Мы полностью поменяем формат генерального планирования. Утвержден мастер-план «2025», конкурс концепции уже разыгран, и пять международных команд будут предлагать свои варианты до конца этого года, по истечении которого мы выберем финалиста», – отмечают в центре урбанистики при ТОО «НИПИ Астанагенплан».

Новая концепция предусматривает застройку города по полицентричному принципу, с расчетом на население 2 млн человек. При этом предполагается «применение мирового опыта в части комплексной застройки городских территорий и управления системами жизнеобеспечения». Заявлено, что план разработают по опыту Копенгагена, Лондона, Дубая, Барселоны и Абу-Даби.

Там, где новый план, там большая стройка. Впрочем, и без того темпы роста строительства в Астане растут – с 320,5 млрд тенге в 2013 до 437,7 млрд в 2015. Серьезных объёмов добавило Ехро, которое, по официальным сообщениям, обошлось в $3 млрд, хотя не все из этой суммы - стройка.

Если иностранцы будут решать, как обустроить столицу Казахстана, то местные строители ожидают момента, чтобы побороться за подряды. Правда, и здесь им придется вступить в схватку с зарубежными конкурентами.

и

К примеру, крупнейшей иностранной компанией, которая занимается строительством в Астане, является небезызвестная Mabetex Group. Швейцарцы работают у нас с 1996 и построили много объектов, в том числе Акорду. (До этого, в 1993, Mabetex занималась реконструкцией московского Кремля.) В настоящее время около 80% портфеля её заказов приходится на Казахстан и Косово.

 «Mabetex Group считает, что главные факторы успеха компании – это безупречное качество материалов и настоящее мастерство сотрудников. Именно благодаря сочетанию этих двух слагаемых… Mabetex Group занимает ведущие места на строительных рынках Европы и Азии», – говорится в презентациях компании.

C 2002 по 2017 Mabetex построила в Астане за счет государственных инвестиций объектов на сумму более $1,9 млрд. Средняя рентабельность по ним превышает 40–45%. Таким образом, за 15 лет компания обеспечила себе чистую прибыль до $900 млн.

В распоряжении Forbes Kazakhstan имеется аналитическая записка, в которой приведены расчеты по проектам Mabetex, со ссылками на источники информации в виде отчетов различных госкомпаний и публичных выступлений чиновников.

«В предоставленном списке на четырёх из девяти проектов произошло существенное удорожание первоначальной стоимости строительства (на двух объектах стоимость поднялась почти в 2 раза), – указывают авторы. – С учётом прошедших девальваций, а также учитывая принимаемые меры (…) Mabetex по максимальному увеличению сметной стоимости строительства реализуемых проектов, совокупное удорожание по всем построенным или строящимся объектам составляет примерно 90% от первоначальной сметной стоимости».

В записке отмечается, что подавляющее большинство проектов, представленных в списке, были переданы компании для реализации без проведения открытого общего конкурса как по архитектурно-техническим решениям, так и по цене.

«Таким образом, была создана ситуация, когда генподрядчик обладал возможностью увеличения затрат по проектам без конкурентного обоснования», – констатируют авторы.

ии

В записке отмечается, что если сравнивать объекты, построенные Mabetex в Астане, и их зарубежные аналоги, то первые выходят в несколько раз дороже. Например, при цене концертного зала «Казахстан» $187 млн аналогичный проект – испанский Tenerife concert hall – обошелся заказчику в $30,5 млн, что в 3,4 раза дешевле; ICE Krakov Congress Centre – в 2 раза дешевле, латвийский Ember Hall – в 2,5 раза.

Другое сравнение – новый терминал аэропорта Астаны, рост первоначальной стоимости которого превысил 53% и достиг отметки более $287 млн. Один из красивейших аэропортов мира – уругвайский Carrasco New Terminal, примерно схожий по масштабу с астанинским, обошелся заказчикам в 1,6 раза дешевле – $165 млн; новый терминал аэропорта в польском Вроцлаве – в 1,8 раза; канадский Winnpeg new terminal – в 1,6 раза.

Аналогичные расчеты приводятся и по другим проектам. «Астана Опера» обошлась заказчику в $320 млн, в то время как китайская Harbin Оpera – в $203 млн, испанская Palau de les Arts reina Sofia – в $186,95 млн.

Если коснуться строительства выставочных павильонов Astana Expo 2017, то и здесь есть вопросы. Стоимость квадратного метра у Mabetex на этом проекте составила более 521 тыс. тенге, что почти на 30% больше, чем у отечественных «Базис-А» – 407 тыс. тенге, BI Group – 404,8 тыс. тенге.

Кстати, Астана вообще является лидером по присутствию иностранных строительных компаний среди всех регионов Казахстана. С 2012 по 2017 доля зарубежных застройщиков выросла почти в 2,7 раза, превысив отметку 58%. При этом только на компании Sembol Insaat и Mabetex приходится до 30% всего столичного рынка.

К моменту подготовки материала комментарии от компании Mabetex получить не удалось.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 90 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика