Среда, 17 января 2018 16:46

Помощь богатым для борьбы с бедностью? Избранное

Автор

В ответе Правительства на запрос фракции «Народные коммунисты» почему в богатой стране беднеет большая часть населения, прозвучали различные обоснования, но сути проблем такая политика не решает. Депутаты-коммунисты с некоторыми доводами чиновников соглашаются, но настаивают на своем – распределение доходов в стране должно стать справедливым! 

Правительство дало ответ на депутатский запрос фракции «Народных коммунистов» о проблеме бедности и распределении национального дохода. Оно полагает, что менять экономическую политику не стоит - все уже решается в рамках нынешних и разрабатываемых мер.

В частности, налоговая система, по мнению кабмина итак предполагает дифференцированные ставки по налогу на имущество, налогу на транспортные средства и земельному налогу. Для роста доходов населения реализуется программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства. Наконец, в ноябре внесены поправки в Бюджетный кодекс, которые усиливают контроля над финансовыми потоками в квазигосударственном секторе.

Мы согласны, что эти меры важны и нужны, но категорически возражаем против такой постановки вопроса, что подобных мер достаточно. Проблема несбалансированного (несправедливого, если называть вещи своими именами) распределения национального дохода уже достигла критического уровня, и косметические шаги здесь не помогут.

Экспортируя сырьевых ресурсов на десятки миллиардов долларов, Казахстан входит в число бедных стран. По размерам реального благосостояния населения мы отстаем не только от развитых, но и большинства развивающихся стран. Индекс глобального благосостояния в 2017 году, рассчитанный Credit Suisse Research Institute, четко показал причину – беспрецедентный разрыв между средним благосостоянием казахстанцев (общее богатство, поделенное на все население) и медианным благосостоянием (более приближенный к реальности показатель, без учета самых бедных и сверхбогатых). Среднее благосостояние составляет 4441 доллар – на уровне африканских стран. Медианное же благосостояние составляет лишь 334 доллара, и здесь позади нас только совсем уж нищие государства.

Не будем, безусловно, принимать расчеты Credit Suisse Research Institute за абсолютную истину. Однако и данные по официальной статистике доходов казахстанцев в сопоставлении со списками Forbes наших соотечественников и иностранцев, ведущих бизнес в Казахстане, показывают неприемлемый уровень неравенства. И та дифференциация имущественного, транспортного и земельного налога, о которой говорит правительство, естественно, ничем здесь не поможет. Как не поможет при существующей структуре экономики и генерирования национального дохода повысить уровень жизни населения за счет так называемой продуктивной занятости.

На самом деле нужны реформы по двум большим направлениям.

Во-первых, исправлять баланс в распределении дохода между собственниками предприятий, топ-менеджментом и трудовыми коллективами. Во всех рыночных странах бизнес стремится наращивать акционерную прибыль за счет минимизации расходов на оплату труда. Однако его приводят в чувство и профсоюзы, и государство. У нас же перекос в сторону капитала достиг уже запредельного уровня - как на зарубежных, так и отечественных предприятиях.

Все это является следствием различных схем по сокращению официальной доходности – через трансфертное ценообразование, использование цепочек посредников при реализации продукции, закупе расходных материалов и оборудования. В результате рентабельность на бумаге приближается  к нулю, что позволяет собственникам заявлять, что даже малейшее повышение оплаты труда разорит предприятие. Но при таких схемах не может быть никакого качественного развития экономики.

Во-вторых, нужно исправлять баланс в распределении государственных средств. То, что мы называем социально-ориентированным бюджетом, в большой степени является мифом. Большая часть средств идет на различные проекты, т.е. является формой финансирования бизнеса. Тогда как реальная оплата труда в бюджетной сфере тех людей, которые создают социальные блага, пребывает на крайне низком уровне.

Государство открыто финансирует не только квазигосударственный, но и частный сектор, мотивируя это необходимостью стимулирования экономики. Но на самом деле реальные стимул даст только перенаправление данных средств в сферы развития человеческого капитала – кардинальный рост доходов врачей, учителей, ученых, работников культуры и искусства. Без этого мы консервируем отставание во всех сферах, сознательно ограничивая интеллектуальный потенциал.

В своем ответе правительство указывает, что выделение банковскому сектору 1 триллиона тенге даст новый стимул экономике. Но это лишь подтверждает пагубность подобного подхода. Ведь сотни миллиардов «плохих кредитов» - это средства, которые никуда не испарились, все они пошли на конкретные цели бизнеса, и где-то осели в виде активов.  И теперь государство направляет туда еще более щедрые ассигнования. Иными словами, вновь помогаем богатым под предлогом борьбы с бедностью.

Средства для повышения выплат в социальной сфере имеются – достаточно провести полную ревизию квазигосударственного сектора, обоснованности его расходов в сопоставлении с реальной пользой для экономики страны.

Иными словами, новая экономическая политика должна быть направлена на урезание раздутых непроизводителных звеньев и повышение доходов тех, кто своим трудом создает реальные экономические и нематериальные блага.  

Источник: knpk.kz 

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 56 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика