Весьма динамичный запуск онлайн-платформы https://enpf-otbasy.kz/ по использованию пенсионных накоплений, в первый день работы которой поступило более 11 тысяч заявок, произошел на фоне дружной критики этого масштабного финансового проекта со стороны экспертов – экономистов и финансистов
Гладко вроде на бумаге и даже в онлайн
Удивительно, но ранее как раз не власть, а экспертное сообщество настойчиво предлагало дать возможность вкладчикам «ЕНПФ» использовать часть пенсионных накоплений по своему усмотрению при условии превышения ими порога достаточности. В качестве ключевого аргумента при этом указывалось на девальвацию тенге к доллару, что вместе с инфляцией значительно обесценивало пенсионные накопления, а также на стимулирование «белых» официальных зарплат с целью максимальной легализации трудового рынка и увеличения налоговых поступлений в бюджет.
До смены высшего руководства страны такие предложения откладывались в долгий ящик без предметного обсуждения чиновниками. Но в сентябре 2019 года нынешний глава государства поручил проработать этот вопрос для покупки жилья и получения образования за счет пенсионных накоплений. По предложенным правительством нормам такой возможностью могли бы воспользоваться 200 тысяч вкладчиков «ЕНПФ», однако ему было поручено расширить круг таких лиц. Затем началась пандемия коронавируса, и по этой причине новый механизм не был запущен. Выступая со своим вторым посланием народу Казахстана 1 сентября прошлого года, глава государства заявил, что вопрос этот практически решен, пообещав, что в наступившем году 700 тысяч вкладчиков «ЕНПФ» смогут использовать часть своих накоплений на приобретение жилья, лечение или для передачи управляющим компаниям.
Дальше все пошло как по маслу – были приняты соответствующие поправки в законодательство, разработаны нормативные правовые акты, «Жилстройсбербанк Казахстана» преобразован в «Отбасы банк» и определен оператором для используемых на жилищные цели пенсионных накоплений. В министерстве труда и социальной защиты сразу же подсчитали, что право на использование части пенсионных накоплений имеют 721 тыс. вкладчиков «ЕНПФ», а общая сумма, которая может быть снята с их счетов, составляет 1,4 трлн. тенге. Для самого «ЕНПФ», общий объем пенсионных накоплений в котором достиг к началу наступившего года 12,9 трлн. тенге, потери составят порядка 10,8%, но они будут с лихвой компенсированы поступлениями обязательных взносов и инвестиционным доходом. Правда, сейчас говорится уже о 761 тыс. вкладчиков, которые в сумме могут снять около 2,5 трлн. тенге со своих счетов в «ЕНПФ».
В итоге первого дня работы упомянутой выше онлайн-платформы выяснилось, что основная часть заявок на снятие пенсионных накоплений – 48% – предназначалась для погашения займов. Далее следовали покупка жилья без ипотеки (17%), уступка родственникам (15%), займ в «Отбасы банк» (8%), первоначальный взнос (5%), рефинансирование займа (3%), погашение аренды (2%) и строительство (2%). Таким образом, львиная доля досрочно снятых таких накоплений достанется банкам, хотя в конечном итоге немало ликвидности получит и строительный бизнес. Кстати, в соцсетях говорится об очередях в отделах продаж компаний-застройщиков, клиенты которых активно скупают сейчас жилье на прогнозах значительного роста цен на него из-за вливания в жилищный рынок пенсионных денег.
В принципе, так оно уже и есть сейчас. По данным статистиков в декабре в годовом выражении, то есть к тому же месяцу 2019 года, цены перепродажи благоустроенного жилья поднялись на 13,2% до 228 218 тенге за квадратный метр, продажи нового жилья – на 5,0% до 307 600 тенге, а арендная плата – на 8,1% до 1 639 тенге. Таким образом, жилье как инвестиционный товар вполне конкурирует с банковскими тенговыми депозитами, не говоря уже о валютных вкладах. И это при том, что в минувшем году ввод жилья в Казахстане подпрыгнул на 16,8% до рекордных 15,3 млн. кв. метров! Добавим также, что упомянутая выше сумма досрочно снимаемых пенсионных накоплений в 1,4 трлн. тенге для строительного бизнеса весьма значительная. В ушедшем году объем строительных работ (услуг) вырос на 11,2% до 4,9 трлн., по отношению к которому вливания пенсионных денег могут составить дополнительные 28,5%.
Хотелось бы, конечно, жить как в Сингапуре!
Эксперты же по-прежнему считают эту идею плохой и бессмысленной, поскольку при ее реализации возникает целый ряд исков. Во-первых, теряется смысл самой накопительной пенсионной системы в результате установления порога достаточности накоплений и возможности тратить превышающие его средства неограниченное количество раз. В итоге к моменту достижения пенсионного возраста многие пенсионеры останутся с относительно небольшой суммой накоплений и будут получать невысокие выплаты из «ЕНПФ». Учитывая, что многие из них не подпадут под действие солидарной пенсионной системы, которая охватывает тех, кто имеет трудовой стаж до 1998 года, это и в самом деле выглядит довольно рискованно.
Во-вторых, государство гарантирует сохранность пенсионных накоплений с учетом инфляции, тогда как по их вложениям в недвижимость таких гарантий, естественно, нет. Другое дело – использование этих накоплений на медицинские цели и для передачи управляющим компаниям. Но основная масса вкладчиков «ЕНПФ», судя по первым данным, будет тратить их именно на жилищные нужды, причем необязательно свои.
В-третьих, по мнению экспертов, не стоит разрешать тратить пенсионные накопления для покупки жилья на вторичном рынке, так как в таком случае заработают не строители, а риелторы.
В-четвертых, критику вызывает и введение в схему банков-операторов (в этой роли, помимо государственного «Отбасы банка», выступает частный «Народный банк Казахстана»), тогда как можно было обойтись без них за счет цифровизации процесса выбора нового жилья у строительных компаний, причем по регулируемым государством ценам, как это оно делает для социально-значимых товаров.
В-пятых, если уж государство и решило помочь строителям за счет пенсионных денег, то ему стоило бы самому закупать его на долгосрочной основе с тем, чтобы девелоперские и строительные компании могли не только планировать застройку новых жилых районов, но и следовать установленным ценовым параметрам при обеспечении должного качества жилья. Такой подход позволил бы государству наращивать местное содержание в возводимом жилье, стимулируя развитие смежных отраслей. Сейчас доля импорта в этой отрасли оценивается не менее 50%, из-за чего недвижимость дорожает автоматически по мере девальвации тенге к доллару.
И, наконец, в-шестых, как утверждают эксперты, изначальная идея и конструкция этой инициативы по мере ее реализации меняется сейчас в худшую сторону. Как выясняется, первоначально в качестве ориентира была выбрана сингапурская модель, в которой тесно увязаны пенсионная, жилищная, медицинская и образовательная системы при том, что практически все население города-страны охвачено ими. В Казахстане такого нет. К примеру, значительная часть нашего населения либо не платит взносы в накопительную пенсионную систему, либо платит их нерегулярно. Поэтому начинать в наших условиях надо с полноценной реформы перечисленных систем, а уж потом приступать к апробации механизма использования части пенсионных накоплений. При этом их изъятие предлагается делать разовым, после чего необходимо восстановить потери «ЕНПФ».
Как поведет себя государство в ответ на эти, в общем-то, рациональные замечания, сказать сложно. С финансовой точки зрения, конечно же, вброс на рынок дополнительной ликвидности в условиях, когда средства Национального фонда истощаются, а цены на нефть не столь высоки, не может не оказать благотворное влияние на национальную экономику. Нужно учесть также и демографические тренды – ведь численность населения Казахстана быстро растет и его нужно обеспечивать жильем, тогда как значительная часть нынешнего жилищного фонда обветшала и превысила нормативные сроки службы.
С другой стороны, нельзя не согласиться и с тем, что истощение ресурсов накопительной пенсионной системы в долгосрочном плане негативно скажется на финансовом состоянии будущих пенсионеров. Уже сегодня есть немало состоявшихся пенсионеров, обладающих вполне добротной недвижимостью, которую им просто не на что содержать. А поскольку эта группа населения растет, то государству приходится развивать сеть специального социального жилья для постоянного проживания одиноких пенсионеров и инвалидов, одиноких супружеских и семейных пар пенсионного возраста, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Услуги в таком жилье предоставляются бесплатно при условии передачи местным властям жилья, принадлежащего пожилым клиентам на праве собственности. Можно ли считать такую систему прогрессивной, вопрос, как говорится, риторический.