Продолжившийся и во время летнего карантина быстрый рост тяжких и особо тяжких преступлений, прежде всего убийств, вполне ясно указывает на необходимость радикальной перестройки работы правоохранительных органов в условиях вполне вероятного введения очередного жесткого локдауна.
Учитывая, что осенне-зимний карантин по срокам может реально совпасть с избирательной кампанией по выборам Мажилис, назначенным на 10 января, такая ситуация ставит непростую задачу перед отечественными силовиками. Ведь одного пассивного патрулирования на улицах населенных пунктов явно недостаточно для того, чтобы сбить нарастающую волну тяжких преступлений, влекущую вполне естественный рост недовольства избирателей.
Согласно данным Комитета правовой статистики и специальным учетам Генпрокуратуры, за III квартал текущего года число зарегистрированных уголовных правонарушений снизилось на 34,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 126 499. С одной стороны, такой позитив, конечно же, впечатляет. А с другой, стоит вспомнить и о том, что его главным источником могла быть занятость полиции обеспечением карантинных ограничений, из-за чего ее сотрудникам просто было не до регистрации всех правонарушений, особенно небольшой тяжести.
Как бы то ни было, на этом позитивном фоне впечатляющим выглядит рост тяжких и особо тяжких преступлений – их стало больше на 65,2%! При этом в структуре всех преступлений доля таких правонарушений подпрыгнула за год до 31,5% с 12,1%! Для сравнения: доля преступлений средней тяжести уменьшилась с 72,7% до 50,9%, тогда как небольшой тяжести поднялась до 17,6% с 15,2%. Настораживает и последовательный рост доли тяжких и особо тяжких преступлений в квартальной статистике текущего года: ведь за первую его четверть она составила 20,3%, а за вторую – 27,2%. Основываясь на такой высокой динамике, нетрудно предположить, что как раз в разгар предстоящей избирательной кампании значение этого показателя может приблизиться к 40%, а после выборов устремиться к 50%! Иными словами, до половины зарегистрированных уголовных правонарушений придется к тому времени на тяжкие и особо тяжкие преступления, что заведомо ухудшит и без того негативный информационный фон коронавирусного периода.
К тому же статистика Генпрокуратуры констатирует значительное увеличение в III квартале числа умышленных убийств и покушений на убийства – на 15,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А, как известно, именно убийства привлекают пристальное внимание СМИ и пользователей социальных сетей, во многом формируя общественную оценку деятельности не только правоохранительных органов, но и государства в целом, которое по идее должно выступать «ночным сторожем» спокойствия и благополучия его граждан.
Уровень убийств в Казахстане по итогам III квартала достиг 4,8 на 100 тысяч населения. Примечательно, что лидирует по этому показателю индустриально развитая Павлодарская область, причем за год уровень убийств в этом регионе подпрыгнул почти вдвое с 5,3 до 10,1! В передовое трио вошли также Акмолинская (7,8) и Карагандинская (7,0) области. Свой лидер по этому печальному показателю оказался и на юге Казахстана – им стала Жамбылская область, в которой уровень убийств подскочил с 3,2 до 6,1. Для сравнения: в Алматы, считающемся криминальной столицей страны (на южную столицу приходится наибольшее число зарегистрированных преступлений на 10 тысяч жителей – 148 при 90 по Казахстану в целом), уровень убийств составил 4,1. А минимум в 2,2 был зафиксирован в Шымкенте.
Отметим также, что число зарегистрированных уголовных правонарушений быстро снижается на протяжении последних лет. Так, в III квартале 2016 года их было 295 039, в 2017 году за этот же период – 246 062, в 2018 году – 225 434, а в прошлом – 192 764. Таким образом, за 5 лет по этому показателю сложилось впечатляющее снижение в 2,3 раза, хотя вряд ли можно считать, что при этом повседневная жизнь казахстанцев стала гораздо безопаснее.
И уж совсем удивительным выглядит одновременное снижение уровня преступности во всех регионах страны в нынешнем году в каждом из трех кварталов. При этом лидирует по темпам сокращения Алматы, где значение этого показателя снизилось более чем вдвое – с 302 в III квартале прошлого года до 148. Насколько такая позитивная динамика отвечает истинной оценке уровня безопасности жизни в мегаполисе его жителями, среди которых традиционно велика доля протестного электората, наверняка покажут предстоящие выборы.