
Значительное расхождение в официальных и независимых прогнозных оценках влияния коронавирусной пандемии и упавших мировых нефтяных цен на экономику Казахстана в очередной раз подтвердило, что государство давно научилось извлекать свою выгоду из негативных внешних шоков и уверенно действует в ухудшившейся ситуации по вполне отработанному бюрократическому алгоритму.
Напомним, что правительство Казахстана весьма оперативно скорректировало в худшую сторону свой официальный прогноз макроэкономических параметров на текущий год, который лег в основу столь же быстро уточненного бюджета. По оценкам министерства национальной экономики ВВП в этом году уменьшится на 0,9%, среднегодовая цена нефти за апрель-декабрь сложится на уровне $20 за баррель, уменьшится объем добычи, экспорта отечественных товаров и импорта зарубежной продукции в Казахстан. Расчетный курс доллара ожидается на уровне 440 тенге при годовой инфляции в диапазоне 9-11%. Для поддержки бюджета и экономики придется резко увеличить размер гарантированного трансферта из Национального фонда.
8 апреля уточненный бюджет на текущий год был утвержден президентским указом без его рассмотрения и одобрения парламентом. К этому времени обменный курс тенге к доллару заметно укрепился по сравнению с его мартовским уровнем, а мировые цены на нефть пересекли отметку в $30 за баррель благодаря сделке ОПЕК+. Таким образом, уже на коротком отрезке времени макроэкономические условия заметно улучшились, что дало государству значительную выгоду по сравнению с пессимистическим сценарием, заложенным в пересмотренный бюджет.
Такое занижение макроэкономических прогнозных оценок делалось властями Казахстана уже не раз при внешних шоках, влияние которых на национальную экономику оказывалось не столь велико, как прогнозировали чиновники. К примеру, во время финансового кризиса 2007-2008 годов физический объем ВВП, рассчитанного методом производства, продолжал расти. В 2007 году по сравнению с предыдущим годом он прибавил 8,9%, 2008-м – 3,3%, 2009-м – 1,2%. В стоимостном выражении объем ВВП в тенговом эквиваленте также рос постоянно в этот период, а его снижение в долларовом выражении в 2009 году было вызвано проведенной тогда одномоментной девальвацией. По схожему сценарию складывалась статистическая картина и в 2014-2016 годах, когда из-за падения мировых цен на нефть пришлось дважды девальвировать казахстанскую валюту. А по мере улучшения макроэкономической ситуации правительство просто вносило позитивные корректировки в бюджет и бодро вносило в парламент его уточненные варианты по несколько раз в год!
Не удивительно, что подчеркнуто пессимистический официальный прогноз властей Казахстана выглядит контрастом на фоне позитивных оценок международных финансовых организаций и рейтинговых агентств. Так, аналитики Азиатского банка развития прогнозируют рост ВВП нашей страны в 1,8%, агентства «Moody’s» – 2,5%, «Standard & Poor’s» – 2,9%. Столь выраженный оптимизм основывается на сильной позиции Казахстана как нетто-кредитора при невысокой потребности страны во внешнем финансировании, сильных фискальных и внешнеэкономических показателях. Правда, оценки независимых отечественных экспертов не столь однозначно оптимистичны. Большинство из них не ожидают значительного падения ВВП в этом году, оценивая темпы его роста в 1,5-2,1%.
В стане же закоренелых пессимистов говорят о возможном снижении ВВП на 2% и даже более 10% наряду с девальвацией казахстанской валюты в диапазоне 500-600 тенге за доллар и дефолтом Казахстана по внешним обязательствам!