Для казахстанцев 2019-й год был наполнен важнейшими, историческими
событиями. Главным можно назвать то, что государству пришло понимание
важности и необходимости решения ключевых проблем в экономике и, особенно, в
социальной сфере.
Во-первых, социальная модернизация. В этом году государство повышенное
внимание уделило населению с низким уровнем доходов. Хотя и с серьезными
пробуксовками, но все же заработал механизм адресной социальной помощи (АСП),
поддержки многодетных матерей. В следующем году предстоит новое повышение пенсий
и пособий. Тем не менее, нужно идти еще дальше – к комплексной программе борьбы с
бедностью. Уровень жизни населения не растет, уже более половины от семейных
бюджетов почти 50% казахстанцев, уходят на продукты питания. Требуется выправлять
серьезные перекосы в оплате труда.
Точно также в перезагрузке нуждаются вопросы занятости. Валовые цифры людей,
вовлеченных в программы трудоустройства, уже не убеждают, а больше раздражают.
Во-вторых, реформирование квазигосударственного сектора. Президент ввел
новый мораторий на создание новых его субъектов. Поставлена задача полного анализа
вклада нацхолдингов в развитие экономики страны. Теперь предстоит переходить к
практическим реформам. Это будет непросто, поскольку все предыдущие попытки ни к
чему не привели. Квазигосударственный сектор стал «вещью в себе», работает, по сути, на
себя, поскольку от государства нет четких задач по дивидендам, созданию рабочих мест,
запуску новых производств. Необходимо будет переоценить роль, задачи нацхолдингов и
пересмотреть необходимость некоторых из них.
В-третьих, приватизация. Процесс, который идет с 2014 года, теряет и темпы, и
системность, и главное – логику. Более чем за 5 лет приватизации продано 496 объектов,
исключено из списка приватизации – 285. По активам нацхолдингов картина еще
нагляднее: 100 объектов продано и 75 исключено. Продавая небольшие малоприбыльные
активы (в сфере здравоохранения, культуры, спорта, науки), государство одновременно
обзаводится новыми – гораздо более крупными. Например, недавно оно выкупило 50%
долю в Экибастузской ГРЭС-2 – одном из крупнейших производителей электроэнергии. Созданы новые нацкомпании, в частности, «Kazakh Invest», «Kazakh Tourism». Иными
словами, экономическая среда не меняется, присутствие государства не снижается.
С 2014 года от приватизации выручено лишь 313 миллиардов тенге, т.е. по 60
миллиардов в год. Это не играет совершенно никакой роли ни для бюджета, ни для уровня
инвестиций в экономику. Что касается продажи части акций нацкомпаний через IPO, то
явную выгоду получают лишь организаторы-посредники. В следующем году настало
время пересмотра программы приватизации. Прежде всего, для и корректировки и
придания осмысленности.
В-четвертых, реальная диверсификация экономики. В этом году завершилась
вторая пятилетка индустриально-инновационного развития. Число промышленных
объектов растет, но структура экономики не меняется. В экспорте доминирует сырье, а
отсюда нестабильность бюджетных поступлений, неустойчивость национальной валюты и
сильное негативное воздействие на реальный сектор экономики. Новая промышленная
пятилетка не должна стать лишь слепой модификацией предыдущих программ ФИИР и
ИИР.
В-пятых, финансовый сектор. Государство вернулось к идее независимого от
Национального банка регулятора, создано специальное Агентство по регулированию и
развитию финансовых рынков. Пережила ряд серьезных стрессов и претерпела большие
изменения банковская система. Но, к сожалению, нерешенным остается концептуальный
вопрос о квазигосударственных финансовых институтах.
Запущен процесс пересмотра нашей многострадальной накопительной пенсионной
системы, в том числе ее интеграции с системами жилищных сбережений и социального
страхования. Очень важно будет в следующем году прийти в этих вопросах к какой-то
определенности.
Также нуждается в пересмотре концепция использования и сохранения средств
Национального фонда.
В-шестых, ценообразование и рыночное регулирование. Монетарные методы
борьбы с инфляцией в итоге оказались перечеркнуты скачком стоимости продовольствия.
Непрозрачное, непредсказуемое ценообразование бьет по карману потребителей, сея
социальную напряженность. Это приводит к неприятию даже нужных обществу
инициатив властей. Необходимость государственного вмешательства в сферу
регулирования ценообразования на продукты питания назрела и перезрела. И общество и
власти к этому готовы.
В целом все же следует признать, что концепция «слышащего государства» начала
работать, государственная власть осознает наиболее острые проблемы, ищет к ним
подходы. Теперь важно, чтобы решения был найдены. В следующем году пора переходить
от концепции «слышащего государства» к системе «делающего и эффективного
государства».
Для меня же, как и для многих, переломным моментом в отношении доверия к
властям станет то – как насколько объективно, справедливо и прозрачно будет проведено
расследование и наказаны виновные в крушения самолета авиакомпании «Bek Air» в
Алматы. Вокруг катастрофы накопился целый сгусток негативной энергии, потому что
всплыл ряд вопросов не только к авиационным властям, руководству авиакомпании, но и
по строениям, «золотым» земельным участкам вокруг аэропорта. Проблемы системного
характера. По итогам этого расследования, думаю, каждый из нас сделает для себя вывод
с кем ему по пути в наше будущее.